.

Юнг о тени

Снова про Тени

Тень приходит, потому что хочет знать, готовы ли мы встретиться с ней «лицом к лицу» и признать в ней часть себя, возможно, самую уродливую (черную, нечесаную, непристойную, со шрамами, клыками и когтями), но, далеко не самую слабую…

Если нам хватает смелости и решительности «заглянуть ей в глаза», она готова поделиться с нами своей силой… Но, если мы ее не замечаем, редко смотрим в ее сторону, она становиться опасной, превращая нашу жизнь в прогулку по «минному полю»…Так стоит ли ждать, пока она, не добившись признания, «разнесет» нашу привычную комфортную жизнь в клочья?…

Разве не это происходит с главным героем фильма «Бойцовский клуб», снятом Д.Финчером по роману Ч.Паланика?

А, Ч.Паланику удалось ненавязчиво перечислить основные способы обнаружения Тени:

  1. Анализ наших противоположностей. Тайлер – прямая противоположность героя.
  2. «Избыточная» реакция на других людей. Работа с проекциями.Тайлер вызывает у героя сильные аффекты: восхищение, возмущение, страх, зависть, недоумение, злость… Он — проекция его вытесненных желаний.

3. Сны и фантазии.

Тень обычно проявляется во снах и фантазиях, как правило, в образе пугающего персонажа одного с нами пола. Тайлер завладевает телом главного героя всякий раз, когда тот спит …(«Дерден: «В немногих словах дело обстоит так: когда ты бодрствуешь, ты можешь называть себя как угодно и делать все, что ты хочешь, но когда ты засыпаешь, наступает моя очередь, и ты превращаешься в Тайлера Дердена»)…Тень — это «гонец», посланник, посол бессознательного, наделённый широкими полномочиями. Его появление никогда не оставляет нас равнодушными. С какой же такой миссией появляется этот посол? Было бы неплохо поговорить с ним и узнать, что он от нас хочет.

Как правило, его приход связан либо с переизбытком, либо с недостатком (внутренней свободы, наполненности) чего-то в жизни. Тень приходит, когда Вы знаете, чего хотите, но, не позволяете себе этого…

Отношения с теневым образом в сновидении отражают отношения с Тенью в сознательном состоянии. Если он пугает, значит до осознания своей Тени еще далеко, если страх сменяется другим чувством (любопытство, уважение и т.д.) – значит, процесс признания и примирения начался…

Следует отметить, что персонификация Тени в образе пугающего персонажа («Черного Человека»), воплощающего, обычно, то постыдное, что было в жизни, то, о чем не хочется думать, достаточно часто встречается в европейской культуре. Он приходит к художникам, поэтам и творцам, рассказывая человеку о его жизни. Свой «Черный Человек» был у Моцарта (заказчик «Реквиема»), Ф.Достоевского, И.Бунина, А. Блока…

Тема Тени часто перекликается с темой зеркала. Зеркало — это символ, олицетворяющий собой правду, которую мы видим неприкрытой («Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»), отражение второго Я человека.

Способы работы с теневыми аспектами личности: практикум.

1 этап работы — «Выследить Тень»

Цель – идентифицировать Тень.
1 вариант работы — Анализ наших противоположностей (сознательный компонент).

Инструкция:

Составьте список черт, свойств, качеств вашей личности. Чем больше в нем пунктов — тем более точным и интересным получится результат. Затем, напротив каждой вашей характеристики напишите противоположную черту, качество или свойство (антоним).

Когда вы закончите, Вы получите образ человека, противоположного вам.

2 вариант работы — Работа с проекциями (бессознательный компонент)

Дальше рассмотрим один из возможных вариантов групповой работы с Тенью (метод «3-2-1» + работа с масками).

Что такое проекция?

Проекция — это процесс, в котором позитивные и/или негативные свойства, отношения, качества, верования, поведение или чувства, которые в действительности относятся к самой личности, приписываются объектам и/или другим людям. Т.е. проекция представляет собой «отмежевание» от некоторых сторон собственной личности и приписывание их окружению.

Зачем?

Ради того, чтобы сохранить свое представление о себе и окружающем мире. Все, что угрожает и не соответствует «привычному» — проецируется («выносится») вовне. Неприемлемое (теневое) обязательно будет спроецировано, то есть, приписано кому-то.

Часто ли мы проецируем что-то на других?

Практически постоянно, при этом искренне считая, что объективно судим о людях. Мы живем в мире иллюзий, вместо того, чтобы понять, что источником того, что мы думаем и чувствуем о других, являемся мы сами, что Другие – это зеркала, в которых отражается то, что нами отвергнуто… Посмотрите на мир вокруг вас – это и есть отражение вас самих. Мы видим то, что хотим увидеть. Видим так, как хотим увидеть. Мы видим только себя.

Одним из признаков проекции являются сильные, и даже абсурдные эмоциональные реакции на других людей (неважно ненависть или восхищение).

Представьте фокусника, который, сидя перед лампой, складывает пальцы в сложные фигуры, так, что на стене появляются тени зверей, чертей и красавиц. А после этого он до смерти пугается этих чертей, влюбляется в красавиц и убегает от тигров, забывая, что это просто тени от его пальцев…(В.Пелевин)

Дело в том, что подобная реакция на человека возникает исключительно в том случае, когда он открыто демонстрирует те качества, которые находятся у нас в глубоко вытесненном состоянии. Поэтому, внимательно наблюдая за таким вот человеком-«раздражителем», мы как бы смотримся в зеркало и видим в нем свою темную (теневую) сторону.

Мы смотрим на других, оцениваем их – возмущаемся или восхищаемся ими, в зависимости от того, что нам кажется «правильным» ( «интроецированным»), а что нет. Окружающие, вызывающие у нас сильные эмоции, отражают наши теневые аспекты – как «хорошие», так и «плохие». Люди, которых мы находим «прекрасными» (добрыми, привлекательными, нежными, удивительными, замечательными) — делают явными наши положительные стороны (которые мы часто отрицаем из ложного стыда и скромности, а, влюбляясь, нередко проецируем на «объект» любви, идеализируя возлюбленного — украшая его «как новогоднюю елку гирляндами» своими хорошими качествами)…
Люди, которых мы считаем «ужасными», показывают то, что мы не хотим замечать в себе… Мы хорошо видим «пороки» других, но, мы не видим себя. Не понимаем (и не принимаем) того, что реагируем так сильно, потому что в другом человеке скрыто качество, которое мы когда то «спрятали» на самое дно нашей личности, в темное тихое укромное место, чтобы не чувствовать стыд, боль, вину, обиду, страх… Конечно, проекция не возникает на «пустом месте» (мы «вешаем ее как шляпу на крючок», «улавливая» что-то, что действительно есть в человеке, но, несмотря на это, можно сказать, что, глядя на других, мы постоянно «смешиваем» их с нашими «тенями», улучшая или очерняя в своих глазах…

С присвоением позитивных проекций обычно не бывает проблем, поэтому дальше я предлагаю сосредоточиться на работе с негативными …

Типичный пример: я часто слышу от женщин, что какая-нибудь молодая сотрудница ходит на работу в слишком откровенных нарядах, как профессионал, она ничего не стоит, и пытается за счет «вульгарной и дешевой сексуальности» построить карьеру («Вертихвостка!»). Когда начинаешь разбираться в причинах таких сильных чувств, оказывается, что дело не в девушке. Она всего лишь предлог для того, чтобы не чувствовать собственную зависть к чужой свободе, смелости и сексуальности, вытесненных в Тень. Та «наглая» девица имеет смелость демонстрировать свою привлекательность, а говорящая о ней  —  нет, из‑за внутренних запретов, ведь ее сексуальность и естественное желание нравиться еще в детстве были подавлены «строгим» родительским воспитанием… Не удивительно, что сейчас, вместо того, чтобы признать наличие собственных потребностей, она начинает осуждать других за «развратность» («все мужчины вокруг – озабоченные, все женщины — проститутки»!). Завидует, но зависть свою признать не может…
— «Я ненавижу самовлюбленных эгоистичных людей, которые кроме себя никого не замечают…!»

— «Я ненавижу слабых людей, рядом с которыми ты не живешь собственной жизнью, а постоянно решаешь чужие проблемы!..».

— «Я ненавижу безответственных людей, на которых нельзя положиться. Я соблюдаю все договоренности и вынужден из-за них постоянно корректировать свои планы»…

— «Я — женщина, и ненавижу женщин.Тех, что имеют богатых мужей, статус, тех, кому легко все дается…Содержанки и идиотки ! Им бы только меряться побрякушками и тряпками.Что они знают о настоящей жизни и реальных проблемах?!»…

— «Я – мужчина, и ненавижу «маменькиных сынков». Квартира, машина, карьера – все на «блюдечке с голубой каемочкой», родились в «рубашке», «с серебряной ложечкой во рту», каждому бы такой «старт»…Еще смеют говорить, что всего достигли сами…» и т.д.

(цитаты клиентов, подлинные и дословные)

«Ненавижу! Ненавижу! Ненавижу!…»

Сталкиваясь с подобной реакцией важно понять — когда мы испытываем сильные негативные эмоциональные эмоции: осуждаем, ненавидим, «бесимся», кричим на кого-то… мы, по сути, возмущаемся не кем-то, а … самим собой.

Правда состоит в том, что «исцелиться» (достичь целостности личности) можно только освободившись от проекций (Роберт Блей называет этот процесс «съедать Тень»). Возвращая (присваивая) их, мы, «наводим луч света» — «прожектор сознания» — на теневое содержание нашей психики, «вышедшее на сцену», и начинаем замечать, что «ужасный человек», в конце концов, был не таким уж плохим. Он, как правило, всего лишь был для нас тем, что мы проецировали на него…

Ваше «я» испытывает чувства, которые кажутся ему немыслимыми, обладает влечениями, которые кажутся ему запретными, посему оно отчуждает их, превращая в проекции, навешиваемые затем на ваших близких, друзей и врагов, раскалывая ваше «я» на зеркальные осколки, разбросанные вокруг. Собрать отражения с этих осколков воедино, не отбросив ни одного из них, и стать цельными — необходимый этап нашего психического, духовного и физического развития в направлении бесконечности…(К.Уилбер)

Если человек хочет жить в реальном мире, он должен перестать проецировать себя на окружающих. И тогда, в следующий раз, когда Вы будете думать о ком-либо: «Я ненавижу его», спросите себя: «А чем этот человек напоминает мне то, что я ненавижу в себе?»

Инструкция:

Вспомните трех человек, которые вызывают у вас сильные негативные эмоции. Письменно от третьего лица (он, она) подробно опишите, кем является «неприятный» человек и что именно вас в нём задевает. «Вот так-то он/она выглядит, вот так-то он/она ведёт себя, вот так-то он/она говорит и вот это-то в нём/ней меня бесит». Перечислите те черты или качества, которые вызывают у вас гнев, ярость, обиду или сильное раздражение. Сначала можно писать все подряд, что приходит в голову— конкретные поступки, ассоциации, созвучные качества — но в итоге список должен превратиться в концентрат из четких формулировок — перечень «негативных» качеств «ужасного» человека. Многие из них, наверняка, подумав, можно сгруппировать и назвать каким-то одним ярким и веским словом. Сделайте это. Чем проще и короче определения, тем лучше.

Само по себе составление списков вам, конечно, ничего не даст, ведь это только начало работы, которую лучше выполнять в присутствии и при участии специалиста.

2 этап работы — Визуализация Тени.

Цель — отделить Тень от личности, дистанцироваться от Тени.

В психологии, исследовать Тень — обратную сторону Луны (личности) принято проективными методами, осторожно и издалека. Поэтому, прочтите внимательно итоговый список качеств. Что за личность перед вами? Подумайте, что это за образ? Что это мог бы быть за человек? Каковы его сильные черты и слабости? Можно придумать про него рассказ, пофантазировать о том, как он живет, чем интересуется, чего хочет. Дайте ему имя, максимально отражающее его характер.

Создайте маску этого человека. Маска изготавливается из картонного шаблона, который разукрашивается: дорисовывается мимика, дополняется деталями – головной убор, волосы, определенные атрибуты, детали одежды и т. д.

Вопросы для обсуждения:

— Какие эмоции, мысли появлялись в работе над маской?

— Что вы чувствуете, когда смотрите на итог своей работы?

3 этап. Знакомство с тенью.

— Разговор с Тенью

Цель – «отреагирование» чувств

На данном этапе необходимо вступить в диалог с Тенью (от второго лица («ты и я»).

Обсудите в парах или письменно особенности контакта с «ужасным» человеком, выскажите ему всё, что вы чувствуете (страх, агрессию, презрение…) и то, что вы думаете о нём (например, «умри, грязная скотина!», «я тебя ненавижу, чертов ублюдок!» и т. п.).

…В гештальт-терапии вы можете «поговорить» с «ним», «задавая» ему вопросы и затем «отвечая» на эти же вопросы так, как вы считаете, ответил бы он (техника «пустого стула»).

…- Стать Тенью («Я – Тень»)

Цель – идентифицироваться с Тенью и исследовать (найти, как Тень проявляется).

1. Участники идентифицируются с «ужасным» человеком: надевают свои маски «Тени» и несколько минут взаимодействуют от его лица — двигаются, общаются или просто молча ходят по комнате, отслеживая свои ощущения. Если есть зеркало, внимательно смотрят на себя в маске.

Вопросы для обсуждения:

— Какие чувства вы испытали, надев маску и глядя на себя в зеркало?

— На кого вы в маске похожи (отец, мать и т.д.)?

2. Участники возвращаются на свои места. В центр круга ставится стул и каждая «Тень» по очереди садится на него. При этом ей необходимо рассказать о себе от первого лица. Остальные участники в свободном режиме задают по 4-5 вопросов каждой «Тени»:

Например:

— Какой ты?

— Что ты думаешь об окружающих людях? О себе?

— Чего ты хочешь?

— Что в тебе хорошего?

— Чего ты добиваешься?

— Что ты получаешь и что теряешь в жизни?

И т.д.

После того, как вы «допросили» каждую «Тень», подумайте, бываете ли вы такими, как вы описали… Говорили ли вам когда‑нибудь, что перечисленные «негативные» качества есть у вас? Как вы ­реагировали? Вспомните ситуации, где вы проявляли эти качества со всей отчетливостью….

— Где и как ваша «Тень» проявляется? Что ее «запускает»? (например, фраза «Ты должна» или «Ты же мужчина»…)

— Чему она вас учит (в чем состоит «вторичная выгода» от ее существования)?

Как правило, большинство людей в данный момент начинают возмущаться. Ведь, если я, скажем, твердо уверен, что я щедрый и добрый, то, на что вы намекаете? На то, что в своем бессознательном я жадный и злой? Какая глупость! Ну, попробуйте, докажите мне — человеку, который привык считать себя приветливым, заботливым и дружелюбным, что, на самом деле, я давно хочу послать большинство окружающих меня людей «далеко и надолго»… И что это именно я равнодушен к миру (а не мир ко мне), это именно я враждебен к другим (а не другие агрессивны по отношению ко мне»). Или рискните намекнуть мне -брутальному мачо, что в своей Тени, я пассивный гомосексуалист, или убедите меня – волевую, независимую, ухоженную, обеспеченную женщину, много времени и усилий тратящую на поддержание физической формы, что в своем бессознательном, я — толстая бомжиха, полностью зависимая от других… Неблагодарное это дело кому-то что-то доказывать… И не нужное…Многие люди спокойно проживут без этого знания. Но, если человек принимает решение не «отбрасывать» идею с ходу, не отрицать новое, то, ему часто удается понять, какую потребность позволяют себе удовлетворять те люди, которых он отвергает,…и какие потребности и желания никак не может удовлетворить он… Что это за потребность (потребности)? Потребность во внимании, безопасности, значимости, поддержке, принятии, свободе: свободе жить так, как хотелось бы, выглядеть так, как считаешь нужным, общаться с теми, с кем нравится, отказывать в просьбах, если они обременительны, любить и ненавидеть без оглядки на окружающих…или (дополните сами)?

Чем лучше человек будет чувствовать, осознавать свою Тень, тем меньше она будет иметь власти над ним.

Так, может, пришла пора перестать сопротивляться реальности и принять тот факт, что у вашей Теневой фигуры есть качества, которые вы бы хотели научиться проявлять?

Например, вам действительно хотелось бы меньше тратить (времени, энергии, денег) на других и быть немного более агрессивным (эгоистичным, решительным, наглым и т.п.), а то, порой, вы кажетесь себе «размазней», не умеющей отстаивать свое мнение, человеком, которым «крутят» все кому не лень…

Попробуйте посмотреть на «негативные» качества «под другим углом», и тогда, властолюбие в позитивном варианте, возможно, окажется амбициозностью, глупость – готовностью к новому, а назойливость – настойчивостью…

Если успокоиться и подумать, то, в Тени содержится много ценных и значимых для нас вещей…

Не нужно бояться того, что «подъем на поверхность» «отрицательных» черт сделает из вас какого-то монстра. Выраженную и пугающую негативность они, обычно, имеют только потому, что находятся под запретом и проявляются вне сознательного контроля. Если же им найти выход, то ничего страшного в них уже не останется… Они только потому так агрессивны, что мы зверя (инстинкты) слишком долго держим взаперти…И тогда, понятно, что, когда энергия Тени вырывается, она, часто бывает разрушительна…

Тот, кто энергию Тени слишком долго сдерживал из-за страха быть покинутым и одиноким, чувствует себя измученным и истощенным. Истощение, говорит Юнг, и неснимаемая усталость чаще всего – признак того, что отрицаются сильные инстинкты…(Ансельм Грюн).
Речь идет о том, чтобы принять Тень, но не забывать, то хорошее, к чему стремился и что реализовал. Некоторые считают, что если осмыслять Тень, злое выйдет на первый план. Но на самом деле, прямо наоборот. Юнг говорит: кто знает свою Тень, тот будет осторожнее обращаться с собой и более критично относиться к собственной мотивации. Он перестанет свою собственную Тень проецировать на других и будет более милосердно обращаться с окружающими.(Ансельм Грюн).

Если вы боитесь отвержения, то, спросите группу, что участники чувствуют и думают, когда смотрят на вас в Маске Тени. Могут ли они принять вас такого? Как правило, ответ – «Да»…

А теперь возвращаемся в сегодняшний день и думаем, какие наши потребности в жизни не удовлетворены?…

4 этап. Трансформация тени.
Цель — договориться (подружиться) с Тенью.

…После того, как вы «заглянули в глаза» своей Тени, осознали свои подавленные потребности и желания, важно понять, что никто из нас не идеален. Нужно научиться дружить со своей Тенью. Заключить с ней договор. Пригласить ее быть частью нашей индивидуальности…

«Подружится и в конечном счете стать единым с бывшим «врагом» — это то же самое, что убрать линию фронта и расширить территорию, по которой вы можете свободно передвигаться. Тогда эти проецируемые грани больше не будут угрожать вам, потому что они являются вами»…(К.Уилбер)

Для начала попробуйте найти для своей Тени место, социально приемлемую форму и время, когда она может приходить (найдите возможность удовлетворять свои потребности без экстрима). Например, определите по каждому пункту из списка «негативных» качеств те сферы жизни, в которых они могли бы свободно проявляться… и начните сознательно учиться (как в детстве мы учились читать и писать) отказывать без объяснений, ставить свои интересы на первое место, требовать, проявлять агрессию. Все мы люди, и ничего страшного в этом нет…

Работа с теневыми аспектами личности – это всегда удивление. Тень, как правило, не такая, какой она кажется. Под внешней агрессией «прячется» тоска, вина, страх, одиночество и желание удовлетворить свои нормальные человеческие потребности, которые много лет подавлялись в угоду другим…

Особенно интересна работа с психологами. Ведь наша профессия, в основе которой лежит архетип «Раненого Целителя» («Спасателя», «Наставника» и т.д.) не располагает к предъявлению теневых сторон личности. Мы – «Светлые»… Мы посвящаем себя помощи другим, наш ключевой профессиональный навык — эмпатия, а основной принцип работы – безоценочный подход… Но, мы – люди, и у каждого из нас есть и другая сторона – желания и чувства (высокомерие, жадность и т.п.), несовместимые с понятиями об идеальном профессионале. Та часть нашей психики, которая изо всех сил отрицается, подавляется и вытесняется…но, никуда не исчезает…

И, чем больше человек старается быть «Светлым», тем больший «шлейф Тени» тянется за ним… Роберт Блай говорил о «длинном мешке подсознания», который мы волочим за собой. В него мы свалили все, что противоречит ожиданиям, которые возложили на нас наши родители или мы сами. Мешок, который мы таскаем за собой с детства, как нам кажется, наполнен ужасными монстрами…а на самом деле — самыми интересными частями нашего истинного «Я»…

Тени во тьме не живут. Они слуги света, дети огня. И чем ярче пламя, тем они темнее!

Как привлекательно должно быть для психолога — глубоко в Тени — быть резким, говорить, что думаешь, манипулировать, не вникать в чужие чувства… Все так. Но, когда начинаешь работать с этой темой , то понимаешь, что «Тени» психологов ничем ни отличаются от других, если отвлечься от внешней формы, то и они, как правило, – грустные, трогательные, и испуганные собственной смелостью…

Вывод:Тень – не враг, Тень наш спутник, помощник, в осознании подавленных потребностей и желаний, не нужно с ней бороться – нужно выслушать, понять и принять…

Спутники приходят в нашу жизнь разными путями, и причины нашей с ними связи могут быть любыми. Но чтобы человек стал твоим спутником, ему мало занять место в твоей жизни. Ты должен принять его таким, какой он есть. Иногда, спутники сами находят нас и, как бы мы не старались их оттолкнуть, занимают своё место в нашей жизни. А мы понимаем, насколько они нужны нам…(«Декстер»)

Попытка понять себя — это вызов, брошенный каждому, и принять его — значит ввязаться в очень интересную и опасную игру, которая наполняет жизнь совершенно новыми красками. Для этого нужна смелость и решительность…

Себя любить совсем не просто, это означает, что всё в себе надо любить, в том числе и теневые стороны, т.е. и то, в чем чувствуешь себя таким неполноценным, таким неприемлемым. Эти мучительные, унижающие стороны смиренно принять, по Юнгу, и означает исцеление…( Ансельм Грюн)

Любить свои «теневые» стороны, «поглотить» свою Тень — значит повернуться лицом ко всему тому, что вы оттолкнули от себя и спроецировали на других. Вы должны прожевать, проглотить и переварить все, чего вы боялись. Как только происходит «узнавание себя», вместе с ним снимается и внутреннее напряжение из-за несоответствия каким-то рамкам. И отсюда приходит доверие к самому себе — когда больше не нужно рвать себя на части, жить становится проще. Ведь проблема и задача психологического развития не в том, чтобы сделать из себя идеального человека, настоящего мужчину или настоящую женщину, или идеального профессионала, а в том, чтобы со всей ясностью понять относительность всяких идеалов и анти-идеалов, что я вполне могу себе позволить жить ничего из себя не изображая и ничего от себя не скрывая.

Чем сильнее вы стремитесь быть идеальным, чем скорее убегаете от своей Тени, тем сильнее внутренний конфликт и тем меньше сил остается на то, чтобы по-настоящему проживать СВОЮ жизнь и наслаждаться ею. Воссоединяясь заново с теми частями, которые вы отделили от себя, вы начинаете выражить более глубокие чувства, становитесь более непосредственным, мудрым, энергичным и здоровым. Вы склонны скорее «быть», чем «казаться»…

Живя в обществе людей, каждому из нас так или иначе нужно соблюдать стратегический баланс — быть «хорошим» настолько, насколько это обеспечивает нам социальный комфорт, быть «плохим» настолько, насколько это требуется для сохранения собственной независимости и покоя. Нельзя быть только хорошим и счастливым, нельзя быть только плохим и счастливым — однажды, необходимо повзрослеть и понять, что ни того, ни другого просто не существует — есть только жизнь, в которой все взаимосвязано, и нет никаких четких границ кроме тех, которые вы установите для себя сами…

Источник: https://aleforion.livejournal.com/142552.html

Сюжет: Повествование ведется от лица молодого человека, настоящего имени которого мы так и не узнаем. Впервые мы встречаем его в здании небоскреба, которое должно исчезнуть с лица земли через десять минут… Приставив пистолет к голове, он рассказывает нам историю своей жизни: «до» и «после» встречи со своим Темным попутчиком. Главный герой – представитель поколения мужчин, выращенных женщинами, его отец ушел, когда рассказчику едва исполнилось шесть лет («У моего отца привычка заводить новую семью в новом городе каждые семь лет. Он, очевидно, считает что семья – это что-то вроде сети фирменных ресторанов»), герой одинок, работает в офисе автомобилестроительной корпорации, много времени проводит в командировках, общаясь в самолетах с «одноразовыми» друзьями – людьми, которых он видит первый и последний раз. С утра до вечера – работа, работа, работа… Как и множество современных людей он одержим внешними атрибутами преуспевания (он «раб своих вещей»), хорошо и дорого одевается (согласно дресс-коду)…живет в уютном кондоминиуме, обставленном мебелью из каталога («Какой сервиз может служить характеристикой моей личности?»). Ему кажется, ещё несколько покупок — и желать будет нечего. «Раньше мы зачитывались порнографией, а теперь каталогами Horchow», — рассуждает он по поводу своего бытового конформизма…).

Герой страдает от бессонницы и зачастую не в состоянии отличить сон от яви. Он решает обратиться к врачу. Вместо лекарства тот рекомендует ему больше заниматься спортом и, в шутку, предлагает периодически посещать группу пациентов, страдающих неизлечимыми болезнями, чтобы понять, что такое настоящая боль. Так для героя ежедневно по окончании работы начинается параллельная жизнь – посещение разнообразных групп поддержки, которое дает ему ощущение принадлежности к другим и собственной значимости («Когда люди думают, что ты умираешь, тебя действительно слушают…», «Плакать легко, когда ты окружен чужим теплом и понимаешь: чего бы ты ни достиг в этой жизни, все рано или поздно станет прахом», «Возвращаясь домой я чувствовал себя великолепно. Ведь у меня не было рака»…). В группе «Останемся мужчинами!» (для мужчин с раком яичек) он встречает Марлу Зингер – такого же самозванца как и он сам, «симулянтку» и «туристку», которая посещает все группы поддержки, чтобы чувствовать себя живой…

Её философия состоит в том, что умереть можно в любую минуту; трагедия же в том, что этого не происходит. Сходным образом и Рассказчик во время каждого полёта в самолете надеется, что погибнет в авиакатастрофе. Рядом с Марлой герой ощущает себя лжецом – ведь он (как и она) не умирает… Рассказчик и Марла пытаются распределить посещаемые ими группы, чтобы не пересекаться. Однако встреча с «двойником» выводит героя из равновесия, и к нему возвращается бессонница…

Затем, в одной из своих поездок он знакомится с Тайлером Дерденом – изготовителем и продавцом мыла — харизматичным, решительным и уверенным в себе молодым человеком.

Рассказчику многое нравится в новом знакомом. «Его смелость и смекалка. Его выдержка. Тайлер – забавный, обаятельный, свободный, сильный и независимый. А я нет. Люди верят ему, верят, что он изменит мир к лучшему». Дерден – бунтарь и анархист: работая ночами на полставки киномехаником, он вставляет в благопристойные фильмы для семейного просмотра кадры с изображением пениса, работая официантом в дорогом ресторане, он мочится в суп и плюет в суфле, которые подают на стол богатым клиентам… Тайлер – воплощает в себе все те качества, которых (на первый взгляд) лишен главный герой.

Однажды возвращаясь в свое хорошо обставленное, комфортное «убежище» за бетонными стенами, рассказчик обнаруживает, что квартира полностью разрушена в результате мощного взрыва («Взрыв уничтожил не просто кучу барахла, он уничтожил меня!»). Герой в отчаянии звонит по оставленному ему Тайлером телефону и просит разрешения временно пожить у него. Они встречаются в баре, и после изрядного количества пива, Дерден сообщает ему свой жизненный лозунг: «То, что ты имеешь, в конце концов имеет тебя», и обращается к нему с неожиданной просьбой – «Врежь мне изо всей силы». Между ними завязывается драка, которая, только укрепляет их дружбу, так как приносит рассказчику неожиданное раскрепощение и не испытанное раннее чувство свободы. Позднее они «добирают» дозу тумаков на автомобильной стоянке. Их странные отношения привлекают толпу заинтересовавшихся людей… Так возникает идея создания бойцовского клуба, в котором мужчины будут драться на кулаках без использования какого-либо оружия.

Вскоре Тайлер формулирует набор заповедей для новобранцев: «Первое правило клуба: не упоминать о бойцовском клубе…». В бойцовском клубе царит равенство — не важно кто ты есть в социуме — начальник или простой рабочий — ты должен принять бой…

Герой переселяется к Тайлеру, в полуразрушенный дом, предназначенный к сносу, отныне все вокруг него является полной противоположностью упорядоченному быту, к которому он привык. Тайлер живёт за счёт изготовления высококачественного мыла из жира, который он похищает в клиниках, где проводится липосакция: «Мы продаем богатым женщинам их собственные жирные задницы».

В какой-то момент новая знакомая рассказчика — Марла Зингер — принимает опасную дозу снотворного и связывается с ним по телефону, но трубку снимает Тайлер. Он привозит её к себе, и они становятся любовниками. Слушая крики и стоны Марлы, рассказчик испытывает явную зависть к сексуальному превосходству своего приятеля. ..В какой-то момент ему кажется, что Тайлер и Марла его родители…

После ожесточённого спора и аварии Тайлер исчезает из жизни Рассказчика…

В то же время под предводительством Дердена бойцовские клубы постепенно распространяются по всей стране и, в конце концов, превращаются в проект «Разгром», целью которого являются акты вандализма против общества потребления. Поначалу насилие не входит в планы участников проекта, но постепенно они становятся все более и более агрессивными, и во время одной из вылазок от руки полицейского погибает один из них. Все это пугает рассказчика, и он решает остановить Тайлера, но тот внезапно исчезает. В поисках его главный герой обнаруживает бойцовские клубы во всех крупных городах страны — более того, их члены принимают его за Дердена. Он пытается понять, что происходит. Разговор с Марлой подтверждает его догадку о том, что Тайлер — это он сам – та сторона личности, которую он старается не афишировать, его альтер-Эго, Теневая фигура, воплощающая все то, чем он хотел, но, как ему казалось, не мог быть, его мечты, стремления и идеалы: маскулинность, привлекательность, сексуальность, свободу от навязанных обществом правил, самоуверенность, агрессивность, напористость, силу, решительность. Рассказчик создал его, потому что «задыхался» в тисках собственной жизни, которая представляла из себя имитацию, копирование того, что он видел в каталогах («копию, снятую с копии, сделанной с еще одной копии»…), замещение реального мнимым. Герой не жил, а симулировал жизнь – симулировал болезнь, чтобы посещать группы поддержки неизлечимо больных, симулировал сочувствие, когда отправлялся в качестве представителя фирмы к местам ДТП, с целью выяснить были ли погрешности в проданной машине и несет ли фирма за это ответственность… симулировал драку с боссом, и, как впоследствии выясняется, симулировал и общение с Тайлером Дерденом. В ужасе от этого открытия рассказчик хочет обуздать вырвавшегося из плена Темного попутчика, но впадает в беспамятство, а проснувшись, обнаруживает, что Тайлер задумал разрушение крупнейших финансовых корпораций. Герой пытается его остановить – обращается к полицейским, но выясняет, что и они — члены проекта «Разгром»; он пытается самостоятельно обезвредить взрывчатку, заложенную в одном из офисных зданий, но Тайлер опять становится на его пути, и тогда герой, наконец, осознает, что избавиться от Тайлера можно, только убив самого себя. Он стреляет в себя, после чего Тайлер исчезает, а герой восстанавливает единство личности.

Источник: https://pikabu.ru/story/rabota_s_tenevyimi_aspektami_lichnosti_ch31_shpionskie_strasti_nayti_i_obezvredit_4403058

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

С точки зрения материализма всё очень просто. Тень — это признак загораживаемого света. Или, если говорить совсем научным языком, пространственное оптическое явление, которое выражается зрительно уловимым силуэтом, появляющимся на любой поверхности благодаря присутствию объекта между нею и источником света. Всего-навсего.

Однако официальная наука не в силах объяснить, почему тень во многих культурах вызывает благоговейный страх и почему ритуалов, связанных с тенями, так много, и почему они существуют практически во всех культурах на протяжении всей человеческой цивилизации.

Наверное, потому, что для многих народов тени — это тёмные сущности, имеющие собственную природу.

Тень часто считают двойником человека и даже душой. В ряде языков тень и душа обозначаются одним словом. Недаром в древнегреческой культуре ад был заселён именно тенями умерших. В египетских гробницах Нового царства имеется много изображений, на которых чёрная тень усопшего в сопровождении птицы-души покидает могилу.

А в «Книге мёртвых» написаны такие слова: «Пусть путь будет открыт для моей тени, для моей души, чтобы в день суда в потустороннем мире увидели бога великого». А святилище бога Солнца в Амарне так и называлось—»Тень Ра».

Существуют также любопытные наскальные изображения из совсем архаичных времён, где люди имеют странные вытянутые силуэтообразные очертания. Учёные предположили, что на самом деле это не люди, а их тени, само же изображение человека было запрещено.

Тени-души ведут полуматериальное существование и способны вмешиваться в дела живых. Именно отсюда берут своё происхождение многие похоронные обряды, призванные, с одной стороны, помочь мёртвым, а с другой — их умилостивить.

Отсутствие тени — признак того, что человек мёртв. Поэтому-то вампиры не имеют тени, да и сам дьявол лишён её, ибо он — враг света во всех смыслах. Кстати, кто заключает с ним сделку, также лишается тени.

У ведьм, как и у вампиров, своей тени нет. Если же никаких богопротивных сделок не «оформлялось», но человек не видит собственной тени — он вскоре должен умереть.

СУЕВЕРИЕ ИЛИ…?

До сих пор существуют приметы, пришедшие к нам из седой древности. Очень многие стараются не вступать на собственную тень или же следят за тем, чтобы не попасть в тень другого человека. В некоторых племенах наступить на чужую тень равносильно смертельному оскорблению. В древности, если раб наступал на тень своего господина, его казнили немедленно, что называется — не сходя с места. А при фараонах даже существовал специальный человек, который следил, чтобы фараон не наступил на собственную тень.

У сербов участники ритуальных обходов шли лицом к солнцу, чтобы случайно не затоптать свои тени. И вообще, они различали тень-душу (сен) и тень-двойник предметов (сенка). Тенью-душой обладает не только человек, но и деревья, камни, животные, именно это и придаёт им особую магическую силу.

Сербская мифология тоже богата приданиями о тени. Сербские легенды гласят, что тень может отделиться от тела человека и проникнуть к нему в голову, чем вызовет, впоследствии, помутнение рассудка. Сербским детям строго запрещено было играть с тенью и перепрыгивать ее.

У ирландцев тоже закрепился ряд суеверий, связанных с тенью. Считалось, что если наступить на чью-то тень, то можно принести этому человеку огромные несчастья. Истории известны случаи, когда дети жаловались на плохое самочувствие и слабость, когда кто-то наступал на их тень.

Болгары наблюдали свои тени при первых лучах солнца на Ивана Купалу: если тень была целой, значит, весь год будет здоровым.

Болгарские легенды гласят, что тень- это дьявол, которого создал Бог из своей тени. Считается, что если нанести физический удар по телу колдуна или ведьмы, то они не почувствуют никакой боли, но если же ударить осиновым колом или поленом по их тени, то можно лишить их колдовского дара.

Издавна славяне представляли тень отдельным мифическим персонажем, который может отделиться от человека и нанести ему вред. Тень имеет неразрывную связь со своим хозяином. Если агрессивно настроенный человек наступит на тень своего недруга и произнесет заклинания, то тень может погубить человека. Также, в славянской мифологии, можно найти немало упоминаний о том, что тень, незадолго до смерти человека, покидает его. Если тень врага пронизывалась чем-то острым, то он вскоре покидал мир живых. Если человек был убит подобным образом, то его тень была вынуждена блуждать вечность по земле в поисках покоя.

Также, по тени предсказывали будущее (самое благоприятное для этого время – Сочельник) Гадающие выходили во двор и смотрели на тени сидящих за праздничным столом. Если от какого-то гостя не было тени, или тень была обезглавленной, то считалось, что за жизнью этого человека в скором времени явится смерть.

На Руси верили, что тень может стать источником недуга, из-за которого человек сохнет и чахнет, и в таком случае тень надо вынуть и уничтожить. Для этого они ставили больного к стене, обводили его тень мелом или обкалывали булавками и измеряли ниткой. Затем нитку сжигали, а булавки клали под порог, прося тень забрать болезнь.

На Руси при закладке фундамента для нового жилища хозяин не должен находиться против солнца. Если тень падет на фундамент дома, то ей будет не трудно, в качестве жертвы, забрать душу этого человека. Если же хозяин был не внимателен и допустил такую ошибку, то он заболевал и умирал через 40 дней. Душа его оставалась покровительницей дома навечно.

Примерно так же поступали белорусы: они выносили больного в солнечный день во двор, укладывали на доску, обводили его, а затем доску сжигали.

Есть ещё один страшный обряд, пришедший из древности

Мы удивляемся, почему многие старинные здания не разрушаются. Да потому что в фундамент тогда клали обязательно какое-либо живое существо или его тень. Эффект был, кстати, один — жертва умирала, а дом становился прочным, и потревоженный дух земли, получая жертву, умиротворялся.

Иногда строители специально заманивали на стройку ничего не подозревающего человека, верёвкой тайком измеряли его тень, а после мерку замуровывали с первым камнем. Человек, чью душу-тень таким образом уловили, в течение 40 дней умирал, а дух его поселялся в новом доме в качестве хранителя, рядом с верёвкой. А чтобы случайно не замуровать собственную тень, древние каменщики никогда не работали против солнца.

В Румынии кража теней «практикуется» до сих пор. И не так давно даже состоялось судебное разбирательство по поводу того, что один сосед обвинил другого в краже тени его отца. Истец утверждал, что обвиняемый, когда строил свой новый дом, «снял тень» с его отца с помощью верёвки и заложил в основание жилища, в результате чего мужчина, крепкий и неболевший, неожиданно умер. Очевидцы в суде утверждали также, что призрак покойного ныне бродит вокруг дома, где захоронена его уловленная душа.

Церковная тень считалась очень хорошей, именно поэтому захоронения под сенью храмов являлись самыми почётными, ибо умерший оказывался под высшим покровительством.

НАУКА И ТЕНИ

Что касается науки, то британскими и итальянскими учёными недавно был проведён любопытный эксперимент: они воздействовали самыми разнообразными стимулами на … .тени рук испытуемых. И выяснилась любопытная картина: участники опытов реагировали на стимулы теней рук точно так же, как если бы эти стимулы воздействовали на саму руку.

«Результаты подтверждают интуитивную связь, которую люди ощущают по отношению к своему теневому контуру, — подвела итог эксперимента профессор Маргарет Ливингстон. — Все мы в детстве испытывали нежелание наступать на свою тень. Это означает, что мозг, определяя положение тела в пространстве, использует визуальные намёки, которые он получает не только от конечностей, но и от тени».

А, быть может, в мозге хранится информация, которую знали наши предки, о мистических свойствах тени и том, как правильно с ней себя вести? В психологии под термином «тень» понимается интуитивная часть души, которая часто подавляется.

Психологи утверждают, что тень — это проекция обратной стороны личности, и если вы хороший — ваша тень ужасна, и наоборот. Во снах тень скрывается под видом чудовищ или дефектных персонажей. Особенно часто они появляются во время становления личности или служат знаком того, что надо изменить собственное поведение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *