.

Зачем нам нужна история

Зачем Папа

На одном интернетовском форуме смелый молодой человек признается: «Не понимаю, зачем вообще нужен Папа Римский и почему вокруг него столько шума». Его кидаются увещевать, но находится и пара единомышленников: мы тоже не понимаем!
О смерти Иоанна Павла II уже написано больше, чем об 11 сентября 2001 года! Ну да, был хороший человек, жаль. Пытался предотвратить иракскую войну. Хотел приехать в Россию, хотя непонятно, что за дело ему было до России. Его почему-то не пустили. Но что за мировая скорбь? И отчего столько прогнозов и ожиданий относительно нового Папы-что, он будет колебать мировые струны?
Скорее всего не будет. Я ему вообще не завидую, новому Папе. Поди сравняйся со старым. Иоанн Павел II посетил 104 страны, впервые в истории папства сходил на футбольный матч, разрешил молодежи пользоваться презервативами, попросил прощения за Галилея и инквизицию, признал вину католичества в гонении на евреев,-в общем, много сделал для того, чтобы католичество доказало свой живой характер. Но и его называли «польским Брежневым»-причем свои же соотечественники. И трудно не согласиться с Максимом Соколовым, разоблачающим наших публицистов и блоггеров, скорбящих по Папе: это глубоко светские люди, в Бога, почитай, не верующие, но любящие подчеркнуть роль Папы в развале СССР, хотя никакой роли, по существу, не было. Большинство отечественных апологетов Иоанна Павла II хвалят, чтобы противопоставить католическую свободу православной косности. Соколов прав: в плане соблюдения традиций и отношения к морали Ватикан еще и построже наших, и даже либерализм Кароля Войтылы-в значительной степени миф. Подумаешь, сходил человек на футбол. Зато когда владельцы ресторанов обратились к нему с просьбой исключить чревоугодие из числа семи смертных грехов, он их вежливо, но твердо послал восвояси. На эту тему был даже католический анекдот-приходят к Папе Римскому производители безалкогольных напитков и просят: «Нельзя ли, Ваша Святость, в рамках нашего, так сказать, продакт-плейсмента… в известной молитве Pater Noster, то есть «Отче наш», после слов «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» добавлять «и кока-колу»?» Папа, само собой, им отказывает. «Но за сто миллионов?»-«И за сто миллионов».- «А за миллиард?»-«И за миллиард». Они выходят из Ватикана, в задумчивости чешут репы… «Нет, ты представляешь, сколько пекари ему забашляли?!»

САМАЯ БОЛЬШАЯ АРМИЯ

Папа Римский Иоанн Павел II потому и нравился почти всем (хотя и у него были свои зоилы), что демократизировал Церковь, не низводя ее до попсы. В этом смысле самая его телесная слабость, хрупкость, старость работали на имидж-один хороший православный мыслитель предостерегал меня от излишнего умиления: «Лучшего промоутера для католичества нельзя было бы желать. Он выглядит таким слабеньким, таким беспомощным, его ветром шатает… А между тем перед нами могущественная сила, государство, в любой момент готовое поставить под ружье более миллиарда человек! Столько в мире католиков. Как он скажет, так и будет. Эта самоидентификация-католичество-для многих идет сразу же после национальности, а у некоторых истинно верующих-вообще на первом месте». Думаю, слабость Иоанна Павла II была вовсе не пиаровским ходом-но как драматург и актер-любитель, вообще неравнодушный к театру на протяжении всей жизни, он отлично чувствовал неотразимость этого сочетания хрупкости и мощи, телесной беспомощности и духовной власти. Папа Римский-никакой не символ, как пытались убедить молодого скептика на форуме; то есть и символ, конечно, тоже,-но такой, что с легкостью поколеблет любой мировой авторитет. Ватикан даже на своем официальном сайте (www.vatican.va) любит подчеркнуть свою музейность, историчность, принадлежность к невозвратным временам… Все это не более чем маска. Более того-в новых временах роль этого самого Ватикана может возрасти колоссально, поскольку все авторитеты за последние 20 лет пошатнулись, и неоднократно. А авторитет Святого престола-в первую очередь благодаря феноменальной личной одаренности Иоанна Павла II-рос не по дням, а по часам. Я даже рискну сказать, что Путин поначалу учился именно у Папы Римского: тот очень много ездил и за счет этого воспринимался как активнейший катехизатор населения во всем мире. Путин тоже очень много ездил, и поначалу это приносило ему серьезный успех. Дальше, к сожалению, получаться перестало, поскольку преемство свое он ведет не от святого Петра, а всего лишь от Феликса Железного, да и проповеди Папы Римского, блестящего и убедительного церковного писателя, были написаны не в пример ярче путинских речей на местах.

БЫЛИ ВРЕМЕНА

Первым Папой был, как известно, апостол Петр, основавший Римскую церковь. Главенство Римской церкви, однако, было признано лишь в VII веке: с этого времени Папой называют только римского епископа. Всех пап было 264. Пожалуй, Иоанн Павел II был так популярен еще и потому, что его образ идеально совпадал с образом современного католичества-могущественного, славного, но дряхлого: прошли времена, когда Папа мог запретить монарху начать войну или жениться в пятый раз. Иоанн Павел II на что был против иракской войны, посылал к Бушу своего кардинала Пио Лаги, призывал всех католиков во время поста 2003 года молиться о мире-и не сумел переубедить даже Сильвио Берлускони. Сегодняшнее католичество величественно и миролюбиво. А вспомним, каково оно было во времена своего расцвета, когда потрясало престолы и жонглировало коронами! Вспомним Бонифация VIII, который-в лучших веспасиановских традициях-придумал отмечать юбилеи: мол, молитва в Риме в юбилейный год освобождает от всех грехов, тогда как молитва в неюбилейный-только от малого их количества… Народ устремился в Рим. Первым юбилейным годом был объявлен 1300-й от Р. Х.-и поступления в ватиканскую казну оказались фантастическими! Папам понравилось-они решили отмечать юбилейный год сначала каждые 50, а потом и каждые 25 лет. Было, все было-как только не наживались! Воевали с королями-кто больше сдерет с крестьянства. Переписывали церковную историю сообразно требованиям момента. Закулисно рулили всей мировой политикой. Кто видел в Лувре бюст кардинала Ришелье, тот поверит всему, что написал про этого человека Дюма; а ведь Ришелье был еще не из самых хитрых слуг Святого престола!
Нынче многие ностальгируют по застою: как хорошо было! Как стабильно! Какого золотого равновесия достигла жизнь: марксистских догм никто не соблюдает, а все преимущества социализма еще налицо. Система была, конечно, не особенно комфортна для жизни и даже вполне тоталитарна, но далеко уже не кровожадна. Нынешнее католичество тоже совсем не похоже на могущественную религию XIII века, религию, неустанно требовавшую жертв-и ладно бы только денежных, а то ведь еще и кровавых! Одни крестовые походы чего стоили! Нынче все уже спокойно. Новых ересей давно не появлялось, к тоталитарным сектам Ватикан смягчился. Воцарилась терпимость. Секуляризация. Старческое умиление. Все мы верим в Бога, и пусть всем нам будет от этого хорошо. Один российский корреспондент уже написал из Ватикана приторный репортаж о том, как на площади перед собором Cвятого Петра в ночь после смерти Папы Римского танцует под гитару католическая молодежь. И поет хором «Богородице, Дево, радуйся!» на чистейшем латинском языке.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

Вот этого не надо. Умиления не надо. Это все равно что восхищаться мягкостью и бескровностью бархатных революций, которые ведь в основе своей совершенно наждачные. Советская система тоже нет-нет да и показывала зубы. Величие папства не в том, что оно сегодня добренькое и старенькое. Величие папства-в том, что это единственный в мире институт, сохранивший свое преемство со времен Христа. И несмотря на периодические расколы и страшное количество преступлений и глупостей, не сдавший главной своей позиции-а именно христианской веры. Вера эта, по всем раскладам, не имела ни малейшего шанса победить-ибо учит всегда выбирать смерть или по крайней мере трудности,-но поскольку самоуважение для человека важнее выгоды, она таки победила, став главным доказательством Бытия Божия. Вот об этой фантастической, невозможной победе, со странным распятым вождем и негодными средствами, и свидетельствует Святой престол; и потому человечество всегда его будет любить, невзирая на достоинства и недостатки отдельных пап. Либерал или консерватор на этом престоле восседает-совершенно не принципиально. Папство подтверждает единственную незыблемую истину в сегодняшнем мире, который незыблемых истин признавать не желает. И неважно, есть у него доказательства своей апостольской преемственности или нет. Важно, что люди договорились так считать. На этом общественном договоре зиждется вся история Европы, пусть неуклонно дряхлеющей, но все еще весьма зубастой.

HABEMUS PAPAM!

Древняя (после происшедшего в 1054 году раскола) вражда католичества и православия стала причиной того, что Россия от этой главной европейской традиции фактически отпала. Наша церковная история пошла другим, куда более извилистым путем; наша церковь никогда не смела толком поучать власть, а всегда от нее зависела-и все попытки Сильвестра или Аввакума взять на себя роль лидеров в этом вечном споре оказывались тщетными. Церковь запрещала четвертый брак-но Иоанну Грозному так хотелось жениться на Анне Колтовской, что он женился, и ему разрешили (потом еще три раза хотел и уже никого особо не спрашивал). Принцип подчинения церкви мирским властям всегда оставался неприкосновенен для восточных церквей-и это, полагали многие богословы, строго по Библии, тогда как римский престол от этого принципа отступил. Сдается мне, что Библия в очередной раз явила свою истину, доказав, что независимость от мирских властей и даже конкуренция с ними куда полезнее для церкви, нежели согласие со всем, что эти земные власти творят. Католичество и сегодня Власть; о православии, увы, я этого не скажу-увы, ибо принадлежу к православию. Католики-обновленцы не заигрывали с революциями и не благословляли тиранов. Ватикан подписал с Муссолини Латеранские соглашения относительно полномочий Ватикана и его территориальной независимости, но убеждений Муссолини Пий XI не одобрял и выступил с энцикликой против Гитлера (и против коммунистов, кстати, тоже). Так что независимость Святого престола-отнюдь не миф. Вертикаль остается вертикалью.
Полномочия Папы Римского не так уж и широки. Он рассматривает все судебные дела, касающиеся церкви, и его приговоры не обжалуются; он борется с лжеучениями и обладает правом единолично и безапелляционно толковать Писание. Подтвердил Пий IX в 1854 году, что Дева Мария зачала непорочно, чего бы там ни твердила наука,-все: не обсуждается. Можно сказать, что это все-одна большая игра для так и не повзрослевшего человечества. А можно-что только эта игра и делает человечество человечеством. Потому что человеком и называется, в сущности, одна довольно низменная скотина, которая все-таки откуда-то взяла идею нравственной вертикали и до сих пор, несмотря ни на что, от нее не отказалась. Может быть, именно за это сочетание скотства и вертикали человек и достоин бессмертия, как Иоанн Павел II достоин любви миллионов за сочетание дряхлости и несгибаемости.
…Трудно будет не только новому Папе. Трудно будет и католикам, особенно тем, кто по-настоящему любил Иоанна Павла II. Был у вас отец, потом умер, и конклав выбрал другого отца; как с ним жить? Для самых верных католиков, однако, этой трудности не существует. Поскольку для них земной Папа-только представитель другого Отца, который умереть не может. Вот это смирение всех пап перед абсолютным Отцом, которого они тут всего лишь представляют,-тоже очень славная черта, присущая даже тем обитателям Ватиканского холма, которые вошли в историю как самодуры и лицемеры. Так что, когда 18 апреля площадь перед собором Святого Петра снова услышит знаменитое «Habemus Papam!», это будет означать лишь преемственность старой власти. Единственную преемственность, которая дотянулась до нас со дня рождения Господа нашего Иисуса Христа.

Ради этого ощущения стоит уважать суверенитет единственной на земле действующей теократии с населением около тысячи человек.

Величайшие католики ХХ века

Гилберт Кит Честертон (1874-1936). Английский прозаик, поэт, журналист, публицист. Принял католичество в 1922 году. После смерти Честертона Папа Пий XI назвал его истинным рыцарем веры. Один из главных христианских апологетов ХХ столетия, чьи романы и трактаты привлекли к церкви миллионы людей.
Оливье Мессиан (1908-1992), один из величайших композиторов ХХ века (Франция). Цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса», «Три маленькие литургии Божественного присутствия», «Преображение Господа нашего», «Каталог птиц», опера «Святой Франциск Ассизский».
Мать Тереза, в миру Агнес Гонджа Бояджиу (1910-1997). «В каждом человеке я вижу Христа, и Христос-каждый, кто стоит передо мной»,-говорила она. Благотворительница, основательница приютов для нищих, больных и умирающих в Калькутте, создательница Ордена милосердия. Обмывала прокаженных, учила неграмотных, кормила истощенных, причислена Иоанном Павлом II к лику блаженных.
Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926), величайший архитектор ХХ века, создатель архитектурного облика Барселоны, скульптор, зодчий собора Святого Семейства. Ревностный католик, утверждавший, что его собор-«в руках Божьих». Питался салатом и фруктами, не знал женщин, жил аскетически. Погиб под трамваем. Многократно выдвигалось предложение канонизировать Гауди.
Джеймс Джойс (1882-1941), величайший англоязычный прозаик эпохи модернизма, автор «Дублинцев», «Портрета художника в юности», «Улисса» и «Поминок по Финнегану». Окончил Клонгоуз Вуд колледж-лучшую католическую школу Ирландии. Всю жизнь метался то к католичеству, то от католичества, но так или иначе думал о нем неотступно и включал его реалии во все свои тексты.

Источник: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/04/15/zachem_papa/

28 января 1841 года родился Василий Осипович Ключевский — один из крупнейших русских историков, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по истории и древностям русским, председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.

В.О.Ключевский — автор ряда трудов: Курс русской истории (ч. 1-5, 1904—1922 года), «Боярская дума Древней Руси» (1882 г.), по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии. Во многом Ключевский — выдающийся социолог.

Зачем нужно знать историю?

В.О.Ключевский о цели, ради которой следует вести исследования в области истории, сказал следующее:

Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий

— В.О. Ключевский. Сочинения в 9 томах. Москва, «Мысль», 1990 г., т. 9, с. 365).

Этот афоризм В.О. Ключевского подразумевает, что в настоящем не всё благополучно, а причины этого неблагополучия — в прошлом, и для устранения неблагополучия в настоящем необходимо знать достоверное прошлое. Т.е. адекватная хроника минувших лет — опора для развития адекватной социологии и — вместе с социологией — опора для выработки общественно-полезной политики и развития общества:

Политика должна быть не более и не менее, как прикладной историей

— В.О. Ключевский, цит. изд., т. 9, с. 366.

И соответственно: неадекватности в содержании исторической науки имеют следствием — неадекватность социологии и политики, которые должны наиболее полно выражать общественные интересы, понимание и игнорирование чего будет только усугублять проблемы общества, унаследованные им от прошлого.

Об общественных интересах

Общественные интересы не так разнообразны и недружелюбны между собою, как личные мнения, и первые легче согласить, чем вторые,

— пишет В.О.Ключевский (Собрание сочинений в 9 томах, Москва, «Мысль», 1990, т. 9, стр. 355).

По существу общественные интересы — для всех людей, верующих Богу и признающих целесообразность Его Промысла, или хотя бы признающих внутренне свойственную природным и социальным системам алгоритмичность (т.е. все они несут в себе алгоритмику (по-русски — определённую упорядоченность и последовательность действий) своего развития, а также и алгоритмику самоликвидации при возникновении неустранимых ошибок и нарушении ими общевселенского порядка гармонии), — одна и та же, общая для них объективная данность.

Алгоритмика развития обществ и человечества выражается в фактах истории и их взаимосвязях. В.О. Ключевский по этому поводу писал:

Предмет истории — то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неконченый процесс, как вечный закон. Изучая дедов, узнаём внуков, т.е., изучая предков, узнаём самих себя. Без знания истории мы должны признать (над строкой: казаться. — Сноска в цитируемом источнике, поясняющая структуру текста рукописи В.О. Ключевского) себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём живём, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу

— В.О. Ключевский, цит. изд., т. 9, с. 375.

Что значат все эти явления? Какой смысл в этом хаосе? Это задача истор изучения. Мы не можем идти ощупью в потёмках. Мы д знать силу, которая направляет нашу частную и народную жизнь. (…)

— В.О. Ключевский, цит. изд., т. 9, с. 433.

Эти утверждения относятся к истории во всей её полноте и детальности, но они же определяют и требования к выборке фактов и их взаимосвязей, которые представляют собой версии истории, порождаемые различными школами исторической науки: одна и та же алгоритмика развития, объективно наличествующая в жизни, должна быть узнаваема в адекватных жизни концепциях исторического прошлого, а её известность должна быть основой для предсказуемости будущего в его возможной многовариантности.

Исторические факты при этом — всего лишь иллюстрации проявления алгоритмики как таковой. Т.е. алгоритмика может быть одна и та же (как в одном и том же обществе, так и в сопоставляемых друг с другом обществах), но иллюстрирующие её факты могут быть разными в произведениях разных историков; кроме того, детальность описания алгоритмики тоже может быть разной — в зависимости от задач, которые решает историк. Но алгоритмика реальной жизни в любом случае должна быть узнаваема.

Если человек предпринимает усилия к тому, чтобы выявить эту внутреннюю алгоритмичность, то она становится достоянием научного знания, а суждения о ней разных людей могут отличаться друг от друга не более, чем изображения одного и того же места в пейзажах разных художников: одно и то же место узнаваемо в пейзажах разных авторов, — конечно, если художники — реалисты и не впадают в абстракционизм или в откровенную пачкотню холстов.

Маковский В.Е. — приезд учительницы в деревню.ИсточникШидловская М.В. — Мысли-Рыбы. Диптих, правая часть.Источник

Т.е. описания общественных интересов в текстах могут различаться терминологией, стилистикой и детальностью, но эти различия описаний в их большинстве исключают возможность споров по содержанию общественных интересов. А споры о терминологии, стилистике и детальности этого — содержательной сути не меняют: одно и то же содержание в общем-то всегда узнаваемо в разной терминологии и стилистике. А в силу объективной данности общественных интересов в ранее указанном смысле — также узнаваемы и субъективные ошибки, которые могут быть выявлены, поняты интеллектуально-рассудочно и признаны.

Иное дело, когда объективная данность общественных интересов отрицается, либо к ним у субъектов нет интереса, — тогда начинается конфликт частных интересов, гласно или по умолчанию возводимых в ранг общественных.

В всей совокупности общественных интересов находят место личные интересы множества людей. «Свой (т.е. индивидуальный) образ общественных интересов» может быть субъективно очень устойчивым, однако успех в политике во многом определяется тем, насколько индивид, несущий этот образ общественных интересов,

  • во-первых,способен показать другим людям, что выявленный им образ общественных интересов включает в себя их личностные интересы;
  • и во-вторых, какие именно люди, социальные слои признают этот образ общественных интересов своим.

История не учительница, а надзирательница

Носителями алгоритмики развития /деградации, реализующейся в истории всякого общества, являются люди. Соответственно решение названных выше задач познания исторического прошлого, требует реконструкции алгоритмики психики людей и коллективной психики обществ и социальных групп в их составе. Это возможно, поскольку психическая деятельность людей выражается в их произведениях, и она может быть выявлена на основе «прочтения» произведений. С этим обстоятельством связаны два афоризма В.О. Ключевского:

Закономер­ность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности

— В.О. Ключевский, цит. изд., т. 9, с. 363.

Вследствие этого при неизменной духовности, т.е. несущей неизменную же алгоритмику, история повторяется как одна и та же пьеса, которую ставят разные режиссёры-модернисты в разных театрах, с разным составом актёров: хоть декорации и костюмы разные, а сюжеты одни и те же с некоторыми вариациями.

Мы гораздо более научаемся истории, наблюдая настоящее, чем поняли настоящее, изучая историю. Следовало бы наоборот

— В.О. Ключевский, цит. изд., т. 9, с. 384.

Правомочность этого утверждения — следствие афоризма «прошлое, уходя, не умело убрать своих последствий», к числу которых принадлежат и психотипы, алгоритмика которых двигала людьми в прошлом, и которые продолжают существовать и воспроизводиться в настоящем. Соответственно этому обстоятельству — по психотипам, которые мы наблюдаем в современности, по их выявленной алгоритмике, мы можем найти их аналоги и их проявления в прошлом. А поскольку в истории выразилась алгоритмика психической деятельности, то, правильно оценив психотипы исторических личностей и статистику их распределения по социальным группам, мы можем адекватно понять давно прошедшую эпоху — внутреннюю алгоритмику течения событий в ней.

Ну а если общественного развития нет, то закономерность исторических явлений при неизменной духовности делает справедливым ещё один афоризм В.О. Ключевского:

История не учительница, а надзирательница magistra vitae (наставница жизни): она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков

— В.О. Ключевский, цит. изд., т. 9, с. 393.

Понимание этого афоризма требует знания о том, что педагогический состав в гимназиях Российской империи делился на две категории: учителя вели уроки и контролировали ход учебного процесса, а надзиратели — следили за соблюдением дисциплины учащимися в гимназии и за её пределами, а так же наказывали за нарушения дисциплинарных норм и невыученные уроки. (cм. Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания»).

Источник

Т.е. ошибки прошлых эпох будут слепо воспроизводиться в автоматическом режиме на основе коллективного бессознательного, пока люди не переосмыслят прошлого, не выявят адекватно алгоритмику (движущие силы) истории и не изменят её своею осмыслено-целесообразной волей в настоящем, изменив, прежде всего прочего, свои же нравственно-этические стандарты. Тем самым, убрав разнообразное зло в настоящем, — не пустят его в будущее, чем улучшат будущее на основе познания прошлого.

Цитаты

Мы подобрали другие знаменитые высказывания историка, с которыми хотим познакомить Вас в этом материале:

Под свободой совести обыкновенно понимают свободу от совести.

Прежде дорожили лицом и скрывали тело, ныне ценят тело и равнодушны к лицу.

Прежде инстинкт, как холоп, грубил и бунтовал, но и подвергался бичу, ныне он эмансипировался и пользуется уважением, как природный государь жизни.

Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость; не быть благодарным — подлость.

Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.

В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. уменье пользоваться знанием как следует.

Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов.

Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум.

В России центр на периферии.

Чтобы иметь влияние на людей, надо думать только о них, забывая себя, а не вспоминать о них, когда понадобится напомнить о себе.

Есть два рода болтунов: один говорят слишком много, чтобы ничего не сказать, другие тоже говорят слишком много, но потому, что не знают, что сказать. Одни говорят, чтобы скрыть, что они думают, другие чтобы cкpыть, что они ничего не думают.

Высшая степень искусства говорить — уменье молчать.

При подготовке использовались материалы их открытых источников , в т.ч. с сайта citaty.info.

Источник: https://inance.ru/2015/01/kluchevsky/

Зачем нужно изучать историю?

Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни.

Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.

Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире.

Для чего нужна история?

Изучение истории подобно путешествию во времени. Человек как будто перемещается между важными и значимыми событиями нашего мира. Это не только интересно, но и бесконечно важно. Почему же? В этом блоге сейчас и узнаем.
Самое главное: это понимание этого мира. Как человек смог достичь той точки развития, в которой находимся мы сейчас. Какими способами он этого достиг?
Многие загадки, пугающие и интригующие, перестают быть такими таинственными, как только становятся понятными сложные причины и события, к ним приведшие. Это объясняет, зачем нужна история. Когда понимается то общее, что мы делим с людьми из прошлого, а также осознаются различия в настоящем, формируется осознание нашего общества, его настоящего, прошлого и будущего.
На просторах Интернета ходит фраза:
„История нужна для того, чтобы познать окружающий мир, законы и тенденции развития общества. Чтобы расширить свой личный опыт, обогатив его опытом предыдущих поколений. Знание истории даёт возможность выстроить стройную систему понятий, целостную картину мира, осознать взаимосвязь событий и явлений. История учит мыслить глобально. Знание прошлого помогает разобраться в настоящем и предсказать будущее. Оберегает отдельных людей и целые народы от повторения давно уже совершённых ошибок. История помогает найти в прошлом ответы на поставленные сегодня вопросы. Вплоть до того, что знание каждым человеком истории прошлого служит непременным условием и гарантией построения светлого будущего.”
История нужна для:
1. Учения на ошибках предков. Все плохие моменты истории мы воспринимаем и стараемся не допускать тех же ошибок, стараемся повернуть нынешнею жизнь в лучшую сторону. Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем.
2. Перенимания опыта во всём. В науке, жизни, общении и многом другом. Опыт прошлого колоссален и неоценим. Его бесспорное значение для будущих поколений показывает, зачем нужна история. Нужно изучать историю, чтобы обдумывать события, анализировать их, «переварить» информацию и только затем, на основе уже состоявшегося опыта, разбираться в настоящем, составить целесообразный и безопасный план на будущее.
3. Общего развития человечества. История анализирует прошлое, оценивая сложную паутину причин, помогающих понять на происходящие события и явления в современном мире. Она учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций, что просто необходимо при изучении многих школьных дисциплин. Нужно изучать историю, чтобы развивать память, мышление, правильно обрабатывать и воспринимать информацию, развить навыки, столь необходимые, чтобы заглянуть за заголовки текстов, правильно поставить вопросы и выразить свое собственное мнение.
Мы используем изобретения прошлого, говорим на языках, придуманных в прошлом, мы развиваемся дальше благодаря знанию прошлого. Изучение разницы между прошлым и настоящим помогает нам правильно понимать современный мир и продвигать его дальше.

Источник: http://globaltalents.ru/people/user/19319/blog/11687/

Для чего нужна история и зачем ее изучать?

Сегодня поговорим о том, для чего нужна история. Многие до конца не понимают , зачем нужно изучать историю? Разберемся!


Для каждого человека, история является перечнем событий, которые когда-то произошли в прошлом. Кому-то из людей события прошлого не внушают ничего важного, а кто-то даже не верит в существование прошедших событий.

Самая первая книга, которая описывала историю прошлых лет называлась очень просто — «История». Она была написана Геродотом. Изучение истории было само по себе очень привлекательно, поскольку у человека создавалось множество макротеорий о происхождении той или иной части природы. В макротеории выделяется 3 части: теория общественно-экономических формаций, теория локальных цивилизаций, теория постиндустриального общества.

Не секрет для многих, что наша современная жизнь полагается на опыт прошлого. В пример можно взять политических деятелей, которые, прежде всего, полагаются на опыт предков и стараются не допускать их ошибок в современности. Большинство творческих людей используют древние произведения искусства для создания новых уникальных идей.

История может привести множество примеров, в которых отдельные люди или нации допускали непоправимые ошибки. Именно из истории взяты основные тактики ведения боя, которые были созданы великими полководцами, имена которых знает абсолютно каждый человек. Великими полководцами были Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов, Петр I и множество других великих людей.

Различные изобретения, которые бы ни за что не воплотились в жизнь, если бы не история. Например, большинство современных лекарств, имеют очень и очень древние истоки, главным отличием является только способ получения и изготовления лекарства.

Особенное отношение должно быть к истории России, которая является уникальной. На пути развития наша страна потерпела немало побед и неудач, из которых постепенно складывалась наша история. Изучая историю предков, важно осознание роли нашей страны в масштабах всего мира.

Надо сказать о том, что история по одному учебнику не может является точным отображением происходивших в действительности событий. Это своеобразный выборочный взгляд конкретного автора. Много фактов утаивается, много искажается, поэтому еще одним очень важным моментом в изучении истории является её анализ и осмысление. Одна из причин, зачем изучать историю — это возможность сформировать свою картину мира, понять основные закономерности в обществе, изучая и анализирую данные от разных авторов с разных точек зрения.

По итогу, проводя тщательный анализ различных исторических событий, люди стараются больше не допустить тех ошибок в будущем. Такова суть истории.

Источник: https://reshit.ru/istoria

Зачем нужна история и зачем ее изучают

Зачем нужна история?

Этим вопросом задавались, наверное, все школьники, которым математика и прочие естественные науки нравились в большей степени. Однако, история является довольно полезной наукой.

Дело в том, что история является такой областью знаний, где изучается человек. Но в отличии от антропологии, история изучает мировоззрения человека, социальные связи, поведение, состояние, деятельность и организации, к которым человек имеет отношения в прошлом. Прошедшее время – главный контекст, в котором история работает.

История, как наука, необходима для того, чтобы установить последовательность событий, которые произошли в прошлом. История устанавливает причины, по которым люди выбрали именно то поведение, и по которым, именно эти события случились.

Для чего? В идеале, это необходимо для того, чтобы человек знал об ошибках и не допускал их повторно. Но на деле все обстоит совсем не так.

Постижение закономерностей произошедших событий – вот что имеет значение. Более того, говорят, что у народа, который не знает свое прошлое, не имеет будущее. К сожалению, это, действительно, так, поэтому история важна именно для того, чтобы человек имеет светлое будущее и менее болезненное настоящее, не повторяя совершенных ошибок.

Источник: https://znanija.com/task/12842727

Зачем нам нужна история?

История, как и шахматы, учит дисциплинированно относиться ко времени, анализировать сложные ситуации со множеством обстоятельств и не отчаиваться, когда что-то не получается

Уверен, в какой бы профессии ты ни стремился реализовать себя – необходимо интересоваться опытом предшественников. Это обязательно поможет. Только так можно добиться успеха. Собственно, это и есть история. Нередко знание истории позволяет предотвратить ошибки, помогает выстраивать продуманную стратегию, владеть собой в стрессовых ситуациях. Причем это работает не только на уровне общества, но и в профессиональной жизни каждого из нас. Опыт предшественников по-настоящему обогащает, мы становимся сильнее и мудрее, когда извлекаем уроки из прошлого.

История – это концентрация опыта многих поколений. Корни устремляются глубоко, они переплетаются, расходятся в стороны. За каждым человеком можно разглядеть тысячи предшественников, цепочка уходит в глубокую древность…

Древние считали историю искусством наравне с театром, музыкой и поэзией. Конечно, со времен Геродота научные требования к историческому знанию стали строже. И все-таки познание начинается с интереса, с азарта. Как тысячу лет назад, так и в наше время.

Безусловно, изучать историю не означает знать истину в последней инстанции. Многое нам открывается в гипотезах, в дискуссии – и в этом суть процессов познания. Каждый из нас рано или поздно испытывает такую потребность – перелистать летопись прошлого, приглядеться к его картинам. Первый русский летописец задавался вопросом: «Откуда есть пошла Русская земля?» Иными словами: что было до нас? Мы видим, каким мудрым и рассудительным человеком был он – наш первый историк, как любил родную землю, как призывал к примирению, к объединению усилий ради общего блага. Только так можно выдержать испытания, выпадающие на долю страны.

В смутные времена нам навязывали нигилизм по отношению к нашему прошлому. В последние годы мы стали преодолевать эту болезнь. Пришло понимание: нельзя отрываться от корней. В мире есть силы, которым выгодно представить историю России в искаженном ключе. Сегодня развернута настоящая информационная война против нашей страны. Такого накала русофобии у правящей элиты на Западе я не видел даже в годы холодной войны. И если мы не будем внимательно изучать прошлое, если не будем знать свою историю, нам обязательно навяжут ее искаженную трактовку.

Мы не должны забывать, что нам есть чем гордиться. Наш народ построил и защитил великое государство. Немало народов за это время попросту исчезли, не смогли устоять в войнах, немало государств исчезло с политической карты мира. А наши отцы и деды защитили страну в самой жестокой войне – Великой Отечественной. Для нас священна память о павших, о бойцах, командирах и тружениках тыла, не пожалевших жизни в той войне. Думаю, в школе нужно уделять как можно больше внимания истории нашего народа – начиная с истории семьи, с рассказов о родных дедах и прадедах.

Образ будущего нашей страны я могу представить лишь при внимательном и вдумчивом отношении и к нашему историческому наследию, и к природе, которая нас окружает. Завтрашний день принесет новые открытия. Быть может, они помогут точнее исследовать археологические находки, и мы получим новые, более подробные сведения о далеком прошлом.

Но успех приходит только к тому, кто овладел знаниями. С познания все начинается. В детстве нас привлекают приключения, тайны, мы стараемся представить себе, как выглядели наши далекие предки, как защищали свою землю, как осваивали пространства, строили свою жизнь.

Знать прошлое своей страны, своего города, своего народа и прошлое человечества – что может быть важнее? Знать своих предшественников, в том числе и далеких, знать, какие цели они ставили перед собой, какую систему ценностей исповедовали, – с этого стремления начинается осознанный патриотизм. Это единственный способ обогатить свой разум опытом предшествующих поколений. Именно в прошлом нередко кроются ответы на вопросы, которые задает нам настоящее. И главное, чему учит история, – что в нашей жизни нет ничего важнее и дороже, чем мирное развитие, чем просвещение. А основа основ – это школьное просвещение, домашнее, семейное воспитание, с которого каждый из нас начинает свой путь в профессию.

Анатолий КАРПОВ, депутат Госдумы, многократный чемпион мира по шахматам

Источник: https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/journal/%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%BD%D0%B0%D0%BC-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%B0-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *