.

Закон йеркса додсона

GOSY / Социальная психология / 21 Влияние мотивации на продуктивность

Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Закон Йеркса – Додсона. Мотивация достижения.

План ответа

  1. Влияние мотивации на продуктивность.

    1. Строение деятельности и мотивация.

    2. Оптимум мотивации.

  2. Закон Йеркса-Додсона.

  3. Мотивация достижения.

    1. Мотивация на успех и на неудачу.

Ответ:

  1. Влияние мотивации на продуктивность.

    1. Строение деятельности и мотивация.

Анализ структуры как материальной, так и духовной деятельности обнаруживает следующие основные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели – результаты, на достижение которых деятельность направлена: средства, с помощью которых деятельность осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяется определенным образом мотивированная деятельность в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий – операции, обеспечивающие использование имеющихся средств, и условия для достижения необходимого результата. Продуктивность деятельности будет наивысшей при наилучшем соотношении мотивов, целей и средств.

Мотивация – совокупность причин, которые определяют, поддерживают, задают поведение. На успешность деятельности оказывают влияние сила и структура мотивации. Чем выше сила мотивации, тем выше результат деятельности. Мотив может характеризоваться качественно. Бывают внешние и внутренние мотивы. Если для личности деятельность важна сама по себе (знание – есть цель) – внутренняя мотивация, если значимы другие потребности – внешняя мотивация. То, какие именно мотивы доминируют зависит от различных причин: характер, индивидуальные особенности личности, также на вид мотива влияет характер самой деятельности.

    1. Оптимум мотивации.

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Например, уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов. Такой характер взаимодействия продуктивности деятельности и мотивации описан законами ученых Р.М. Йерксом и Дж.Д. Додсоном.

  1. Закон Йерка-Додсона.

Оптимум мотивации изменяется, очевидно, при каждой задаче. Йеркс и Додсон провели в 1908r. важный эксперимент, который дал оди­наковые результаты на животных (крысах, цыплятах, кошках)57знавали, что интенсивная стимуляция отрицательно сказывается на нашей эффективности, адаптации к задачам, которые ставит сре) и человеке. Задача со­стояла в различении двух яркостей, при этом сложность задачи варьирова­лась: всего предполагалось три уровня трудности различения и предусматривались три уровня мотивации (интенсивность тока): слабый, средний или сильный электрический удар как наказание за ошибки (рис1: а – ось с числом проб, в – ось, где отмечены уровни силы: слабая, умеренная, Сильная; 1 –трудная задача, 2 – средняя задача, 3 – слабая задача).

График показывает, что в каждом случае имеется свой оптимум мотивации.

В каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором научение является наиболее быстрым. Оптимум зависит и от трудности за­дачи, поэтому закон Йеркса-Додсона можно сформулировать следующим образом: «с увеличением трудности задачи интенсивность наказания, оп­ределяющая оптимальную скорость научения, должна приближаться к по­роговой величине», т.е. в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответ­ствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но такая возможность возникает при трудных задачах.

Подтверждением этого закона являются результаты Патри­ка, полученные на человеке. Испытуемого помещали в кабину с 4 две­рями, из которой он должен был как можно быстрее найти выход. Для это­го нужно было определить дверь, которая не запиралась, причем место ис­комой двери менялось в случайном порядке, но никогда не повторялось два раза подряд. Логического решения задачи не существо­вало, надо найти рациональную стра­тегию. Если усиливали мотивацию испытуемого (в кабине сверху сыпались гвозди или пропускался слабый электрический ток через пол), решения становились менее рациональными, более стереотипным и в конечном счете неэффективным.

Итак, условно разделив на две части закон, можно констатировать следующее:

  • Первый закон Йеркса-Додсона утверждает, что по мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.

  • Согласно второму закону Йеркса-Додсона, чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.

  1. Мотивация достижения.

    1. Мотивация достижения.

Теория мотивации достижения разработана американским исследователям Д.Макклелландом (1953). Согласно этой теории, мотивация достижения формируется прижизненно в опыте раннего детства под влиянием воспитания ребенка в семье. Ее внутреннюю побудительную основу составляют аффективно окрашенные эмоциональные ассоциации, связанные с успехами и подкрепленные соответствующими действиями со стороны родителей. Если их подкрепления ассоциируются с успехами, а наказания с неудачами в действиях, направленных на достижение определенного результата в работе и игре, то у ребенка возникает мотив достижения. Для его количественной оценки Макклелланд и его коллеги на основе Тематического апперцептивного теста (ТАТ) Маррея (Мюррея) разработали проективную методику, впоследствии усовершенствованную Г.Хекхаузеном.

Также одной из первых концепций мотивации достижения является модель рискового выбора, сформулированная Дж.Аткинсоном (1958) на основе предложенной К.Левиным парадигмы: “личность на окружение”, предполагающей рассмотрение взаимодействия личности и социума. Мотивационные тенденции являются сложными по составу. В них входят: постоянные личностные диспозиции – мотивы; ситуативные непосредственные детерминанты поведения – ожидание или вероятность и субъективная побудительная ценность будущего успеха или неудачи.

Мотивация достижения, по сути своей ориентирована на цель. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей. Еще одной характеристикой мотивации достижения является постоянное возвращение к прерванному заданию. Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий — «серия» актов.

Под мотивацией достижения понимается стремление человека выполнить дело хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности. Люди с высоким уровнем мотивации достижения обычно реалистично оценивают свои возможности при постановке целей и задач, стремятся к преодолению трудностей, добиваются больших результатов в деятельности. Анализ работ Х.Хекхаузена позволяет предположить, что одним из центральных личностных образований, связанных с мотивацией достижения, является настойчивость — «целесообразное упорство». Настойчивость может проявляться в таких формах, как продолжительная непрерывная работа над задачей, возобновление прерванной работы или очередная попытка решить нерешенное, длительное стремление к достижению некоторой цели.

    1. Мотивация на успех и на неудачу.

В исследовании Дж.Аткинсона мотивация достижения успеха представляет собой интеграционное образование, в котором выделены две мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление к избеганию неудач.

Высокий уровень мотивации достижения означает, что у ребенка преобладает стремление к успеху; низкий уровень мотивации, наоборот, свидетельствует о том, что доминирует стремление избегать неудачи.

Высокая мотивация достижения у детей формируется только в тех семьях, где родители постоянно увеличивали уровень своих требований к детям и одновременно ненавязчиво оказывали им помощь и поддержку, а также отличались теплотой в общении с ними. И наоборот, в других семьях доминирующим становилось стремление избежать неудачи — низкий уровень мотивации в целом.

Согласно Х. Хекхаузену, мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности (в своей самой простой форме критерий успешности представляет собой пару противоположностей: успех-неудача; хорошо-плохо) и где выполнение подобной деятельности может привести или к успеху, или к неудаче.

В конечном счете успех или неудача в ориентированном на достижение взаимодействии человека со средой всегда случайны и таким образом являются всего лишь преходящими периодическими состояниями по отношению к мотивации достижения. И вне зависимости от того, насколько дифференцированы критерии успешности, эта шкала состоит из двух частей: одна из них символизирует успех (не важно, насколько ярко выраженный), а другая – неудачу. В зависимости от достигнутых успехов эта граница может перемещаться вверх и вниз по шкале, смещая вместе с собой нулевую точку отсчета. Потому невозможно объективно определить для достаточно длительного периода времени, что именно для определенного человека будет являться успехом, а что – неудачей.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4346362/

Научные исследования британских психологов

1908 г. был годом научного открытия для Роберта Йеркса и Джона Додсона. Они проводили исследование над мышами, наблюдали за их поведением, которые проходили по лабиринту, под воздействием разрядов электрического тока. Ученые пришли к выводу, что при усилении силу тока, мыши проходили лабиринт намного быстрее, чем раньше. Но достаточно было еще усилить величину тока, происходил обратный результат: время увеличивалось при прохождении того же лабиринта.

Оказалось, мыши начинали нервничать и хаотически действовать, расходуя энергию на эмоции и переживания (появлялся страх, стресс, напряжение), не уделяя внимание движению в нужное направление. Снизились результаты.

Йеркса Додсона закон появился после продолжительных опытов, который был очень прост: «Ради получения больших достижений нужно определить мотивацию среднего уровня, под названием оптимальным».

Закон Йеркса Додсона ученые решили применить на животных и людей.

Подопытным шимпанзе необходимо было в лабиринте найти темный выход из 2-ух предложенных. Если животное выполняло задание, то его поощряли — встречей с особью противоположного себе. В противном случае- наказывали разрядами тока с различной величиной. Постоянно задания усложнялись, соответственно, степень мотивации менялся.

Для людей придумали головоломки разной сложности. Поощряли деньгами. За легкие -платили мало, люди решали неохотно, без спешки, уверенные в себе, но результаты не были блестящими.

Увеличили сложность задания и призовую сумму, у людей появился стимул и желание победить.

Но когда еще увеличили сумму приза для нового задания, люди начинали переживать, бдительность утрачивалась, мысли становились парализованными, человек терял умение осуществлять здравое решение. Редкие ответы были правильными. Следовательно, хворала эффективность.

Вывод:
При повышенной мотивации в человеческом организме происходят реакции психологического характера: нервное перенапряжение, стрессы, переживания, ухудшается продуктивность.

Следовательно, закон мотивации Йеркса Додсона звучит следующим образом:

«Малая мотивация человека не дает приличных эффектов, он не заинтересован в выполнении заданной работы. Завышенная мотивация отклоняет от конкретных задач и затрудняет сосредоточить внимание».

Следовательно, закон Йеркса Додсона оптимум мотивации определяет, когда человек наиболее продуктивно работает и устремлен к отличному эффекту.

Так была доказана зависимость эффективной работы относительно уровня самой мотивации.

Оптимум мотивации закон Йеркса Додсона. Применение в настоящее время.

Йеркс и Додсон нагрянули к выводу, что повышенная степень (поощрения) мотивации иногда может и повредить выполнению должностных обязанностей, и даже приобретению больших эффектов.

Если работник достигает повышенных успехов, то такая мотивация называется оптимумом мотивацией. Иногда закон Йеркса Додсона называют законом оптимум мотивации.

Начальник долго работающий, по достоинству может оценить степень мотивации
каждого своего наемного рабочего, для достижения им определенных успехов и каким видом деятельность он занимается. Наверняка знает его:

  • Качества личностного характера;
  • Степень заинтересованности в конечном эффекте;
  • Восприимчивость к поощрениям.

Каждый руководитель должен помнить, что повышенная мотивация приносит только вред, а не пользу вашему делу, снижается производительность (отдача), труда, о чем доказано законом Йеркса Додсона.

Лучше применять закон Йеркса Додсона в двух случаях:

  • Мотивация и стимулирования работников.
  • Само-мотивация (саморазвитие).

В обоих обстоятельствах не стоит переусердствовать. При лучшей мотивации достигается
превосходный успех.

Ученые Йеркс-Додсон свой закон № 1 изобразили в виде кривой колоколообразной формы, на которой показали: по вертикали- результат деятельности; по горизонтали- мотивацию. В точке: оптимум мотивации, является точкой высокого показателя успешности человека.

Учеными Йеркс-Додсон оптимум мотивации закон Йеркса Додсона было пределен другой закон № 2 для дел среднего уровня сложности, который предпочтительно также выполнять при среднем пределе мотивации. Но учитывая вид деятельности (чем она труднее), тогда оптимальной точкой будет считаться низкой.

Пример: Самом благоприятном точкой мотивации относительно оцениваем 7-ью баллами. Но достаточно увеличить мотивацию 10 или больше баллов, произойдет не подъём активной результативности, а падение. Поэтому, превышение оптимальной (средней) степени мотивации в достижении цели, не всегда удобны.

Закон Йеркса Додсона утверждает, что оптимум мотивация дает наибольшую эффективную производительность. Чрезмерно завышенная мотивация напротив снижает коэффициент полезного действия.

Источник: https://infomarketing.su/samorazvitie/zakon-jerksa-dodsona/

Закон Йеркса — Додсона – эмпирическое обобщение, первоначально установленное американскими психологами Йерксом и Додсоном (1908 г.) в опытах на животных (крысы), относительно влияния силы мотивации (уровня возбуждения) на эффективность деятельности при разной трудности выполняемой задачи (например, различение яркости). В обобщенной форме закон можно сформулировать в виде 2 положений:

1. Зависимость эффективности деятельности от уровня мотивации характеризуется криволинейной функцией (в виде перевернутой U-образной кривой); др. словами, существует некий оптимум мотивации для выполнения деятельности;

2. Уровень оптимальной мотивации связан обратной зависимостью с уровнем трудности задачи, т.е. чем труднее для испытуемого задача, тем ниже уровень оптимальной мотивации.

Использовали три уровня мотивации в качестве наказания за ошибки: слабые, средние или сильные разряды электрического тока. Сложность заданий: сложные, средние и легкие.

Результаты исследования показали, что для каждого из трех случаев существует свой оптимум мотивации, при котором достигается максимальная эффективность.

В соответствии с законом Йеркса-Додсона для сложного задания оптимальной будет слабая мотивация, а для легкого задания, наоборот, оптимальной будет сильная мотивация. То есть для легкого задания избыточная мотивация не влечет нарушений поведения и снижения эффективности, но такая опасность существует при выполнении сложных заданий.

Эксперимент с животными.

Роберт Йеркс и Джон Додсон сначала проводили эксперименты на мышах и шимпанзе. У животных они вырабатывали дифференцировку на различение темного входа в лабиринт от светлого. Правильный выбор входа в лабиринт позволял мыши добраться до гнезда, где ее ожидало положительное подкрепление — мышь противоположного пола. В случае ошибок применялось наказание — удар током через проволочный пол. Сила наказания варьировалась. В разных сериях вырабатывались дифференцировки различной степени сложности. Слабый ток является оптимальным наказанием для выработки трудной дифференцировки. При формировании легкой дифференцировки оптимальный уровень наказания выше.

Эксперимент с людьми.

Исследования на людях, продемонстрировали аналогичные результаты. В качестве экспериментального материала выступали задачи-головоломки, в качестве мотивирующего стимула — денежное вознаграждение (сумма награды за правильное решение, поначалу ничтожная, постепенно возрастала до весьма значительной). И вот что обнаружилось:

За чисто символический выигрыш люди работали «спустя рукава», и результаты были невысокими. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улучшались и результаты. Однако, в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались. Таким образом, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.

Источник: https://pikabu.ru/story/zakon_yerksa__dodsona_4453513

Закон Йеркса — Додсона

Закон Йеркса-Додсона в психологии утверждает, что наилучшие результаты достигаются при средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Роберт Йеркс и Джон Додсон ещё в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока).

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации).

Для задач различной трудности максимальная результативность достигается: для сложных задач при слабой мотивации (при 2-3 по 10 бальной шкале), для средних — средней (около 5) и простых — высокой (7-8 и даже выше).

ЙЕРКС Чарлз Тайсон

американский финансист, сыгравший значительную роль в разработке системы общественного транспорта в Чикаго и Лондоне. История его жизни легла в основу «Трилогии желания» писателя Теодора Драйзера (романы «Финансист», «Титан», «Стоик»). После окончания двухлетних курсов в Филадельфийской Центральной высшей школе, начал свою карьеру бизнесмена клерком в местной хлебно-комиссионной конторе. Уже в 22 года открыл свою маклерскую фирму и присоединился к Филадельфийской фондовой бирже. К 1865 г. он продвинулся в банковском деле и специализировался на продаже долговых обязательств города, штата, а также на продаже государственных обязательств. Благодаря связям отца (председателя банка), политическим связям, и его собственным успехам на финансовом поприще, приобрел имя в местном обществе и финансовом мире. Когда служил финансовым агентом Джозефа Мерцера, казначея города Филадельфия, он рискнул общественными деньгами в огромных биржевых спекуляциях. К несчастью, эти спекуляции закончились его крахом, когда Великий чикагский пожар (10 октября 1871) вызвал панику на бирже. Став банкротом и неспособным выплатить городу задолженность, он был осужден за воровство и приговорен к 33 месяцам в исправительной колонии, пользующейся дурной славой за свою систему одиночных заключений. Для выхода из тюрьмы, он попытался шантажировать двух влиятельных пенсильванских политиков, но план провалился. Тем не менее, компрометирующая политиков информация была, в конечном счете, предана огласке и политические лидеры были этим напуганы, что делало возможным провал в предстоящих выборах. Бизнесмену было обещано помилование, если он будет отрицать сделанные им обвинения. Он согласился и был освобожден, отбыв семь месяцев заключения. Следующие 10 лет своей жизни потратил, чтобы заново нажить состояние.

В 1881 г. в Чикаго открыл маклерскую и хлебно-комиссионную конторы, но вскоре был вовлечен в дела связанные с городской общественной транспортной системой. В 1886 г. он и его партнеры, использовав серию финансовых сделок, захватили Северную чикагскую городскую железную дорогу. А затем он продолжил постепенный захват железных дорог улица за улицей, и спустя некоторое время уже контролировал большую часть городского общественного транспорта в северной и западной частях города.

В попытке улучшить свой плохой общественный имидж, решил в 1892 г. профинансировать строительство самого большого в мире телескопа, лоббируемого астрономом Джоржем Хейлом и президентом Университета Чикаго Вильямом Харпером. Первоначально он намеревался профинансировать лишь строительство телескопа, но неожиданно согласился предоставить средства для строительства всей обсерватории. Он профинансировал около 300 тысяч долларов, которые пошли на основания обсерватории, которая впоследствии получила название Йеркской (Уильямс Бэй, штат Висконсин, США).

В 1895 г. начал кампанию по продлению концессий на трамвайные линии. Он предложил губернатору Иллинойса Джону Питеру Альтгельду огромную взятку за его поддержку, однако Альтгельд отказался от взятки и наложил вето на проект продления концессий. Возобновил кампанию в 1897 г., и после тяжелейшего противостояния добился от законодательного органа штата Иллинойс закона, дающего городским советам право на выдачу долгосрочных концессий. Т. н. «война за концессии» переместилась в Чикагский городской совет – арену, на которой он обычно побеждал. Однако частично реформированный городской совет, возглавляемый мэром Картером Харрсоном мл., разгромил бизнесмена, отказав ему в продлении концессий. В 1899 г. он продал большую часть своих акций в чикагских транспортных компаниях и переехал в Нью-Йорк.

В августе 1900 г. решил принять участие в развитии системы подземных железных дорог в Лондоне – Лондонского метрополитена. Он получил контроль над линией Дистрикт и не построенными еще линиями (Бейкер-стрит-энд-Ватерлоо), Charing Cross, Euston and Hampstead Railway и Большой Северной железной дорогой. Он использовал комплекс финансовых схем, схожих с теми, которые он использовал в Америке, для привлечения финансирования, необходимого для строительства новых линий и электрификации линии Дистрикт. Одним из последних успехов его стало то, что он сумел воспрепятствовать попытке Дж. П. Моргана войти в бизнес Лондонского метро.

Источник: https://persons-info.com/personid/20158

Приветствую вас на Финансовом гении! Сегодня я расскажу вам про Закон Йеркса-Додсона, который также получил название Закон оптимума мотивации. Несмотря на свое сложное название, этот закон очень простой и, в то же время, очень полезный с практической точки зрения. Рассмотрим, что же он из себя представляет, как появился, и чем может быть полезен каждому человеку, желающему добиться успеха в любом деле.

Закон Йеркса-Додсона, как можно догадаться из названия, вывели двое американских ученых – Йеркс и Додсон еще в начале 20 века. Они занимались изучением влияния степени мотивации на достижение результата и доказали свою теорию, согласно которой чрезмерная мотивация не только не приносит пользы, но и даже приносит вред делу.

Для доказательства этого правила ученые поначалу проводили довольно жестокие эксперименты на мышах (вообще, опыты на животных были весьма популярны в те времена). Мышей заставляли проходить лабиринт, стимулируя ударами тока разной силы. Так вот, оказалось, что если силу тока усиливать, мыши начинают проходить лабиринт быстрее, но после усиления тока выше определенного значения начинается обратный эффект: время прохождения лабиринта уменьшается.

Впоследствии ученые наблюдали и за людьми, мотивируя их уже более гуманными методами: людям предлагали решать различные головоломки за определенные призы. Пока призы были несущественными, люди решали задачи медленно и расслабленно, с повышением ценности приза скорость решения задач возрастала. Но в какой-то момент, когда призы за разгадывание головоломок стали слишком дорогими, люди начинали нервничать, терять бдительность и внимательность, в результате чего время, требуемое для решения задачи, вновь начинало расти. Результат подтвердился: после превышения определенного значения уровня мотивации производительность труда начинала падать.

Так Йеркс и Додсон определили т.н. оптимум мотивации и вывели свой закон.

Закон Йеркса-Додсона гласит следующее: чрезмерная мотивация не повышает, а, наоборот, снижает результативность действий. Существует оптимум мотивации, при котором достигается максимальная эффективность работы, который и необходимо использовать.

При чрезмерной мотивации в организме человека начинаются психологические реакции, снижающие его продуктивность труда: нервное напряжение, переживание, стрессы. При слишком маленькой – он недостаточно заинтересован в оптимальном выполнении своей работы. Таким образом, была выведена зависимость эффективности результатов деятельности от уровня мотивации, которая получила вид вот такой выпуклой кривой:

Для чего я вообще начал эту тему? Для того, чтобы сделать главный вывод, который необходимо применять в любой своей деятельности:

Максимального успеха можно достичь лишь в том случае, если будет найден оптимум мотивации. И увеличение, и снижение уровня мотивации от этого оптимума приведет к ухудшению результатов.

Закон Йеркса-Додсона следует применять в двух основных сферах:

1. Для мотивации и стимулирования персонала. Практика последних лет показывает, что работодатели, к сожалению, не знают Закона Йеркса-Додсона, поэтому стараются стимулировать своих сотрудников по-максимуму, думая, что так они будут работать лучше. Но на деле это приводит лишь к формированию у них негативного отношения к работе, а эффективность труда от этого только страдает.

2. Для самомотивации. Занимаясь своим саморазвитием тоже нельзя переусердствовать: мотивация к достижению целей должна быть оптимальной, а не максимальной, она должна помогать достижению успеха, а не мешать этому.

Так что обязательно ненавязчиво расскажите про Закон Йеркса-Додсона и оптимум мотивации своему руководителю, ведь он напрямую связан и с его интересами, а также старайтесь применять его сами в своей программе саморазвития.

Надеюсь, что вы извлекли из этой небольшой статьи важный полезный урок. Учитесь достижению успеха на Финансовом гении: здесь вы найдете много других полезных и действенных методов, позволяющих повысить свою личную эффективность. До новых встреч!

Источник: http://fingeniy.com/zakon-jerksa-dodsona-optimum-motivacii/

Закон Йеркса-Додсона

Законов фактически два.

Закон 1. По мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности, постепенно снижается.

Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.

Закон 2. Дела средней сложности лучше делать при среднем уровне мотивации. Чем сложнее для человека выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.

Подробнее

Законом Йеркса — Додсона в психологии называют зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Ученые ещё в 1908 установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока).

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации).

Например: уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более баллов) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. То есть — очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.

Критика

Эксперимент говорит не о мотивации вообще, а мотивации преимущественно негативной (удары током). Если мотивировать положительно, то страха и стресса не будет, и увеличение мотивации к снижению эффективности деятельности приводить не будет. Учитесь жить на позитивной мотивации!

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/zakon-yerksa-dodsona

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *