.

Занятия для особенных детей

Содержание

Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развитии

  • Грачева Ирина Викторовна, Учитель начальных классов
  • Соколова Елена Юрьевна, педагог-психолог

Разделы: Школьная психологическая служба

Поянительная записка

В последние годы особенно остро обозначилась проблема существенного роста количества детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны.

Важно отметить, что на фоне снижения рождаемости увеличивается число детей с нарушением психического развития. Так, за период с 1995 по 1999 г., по данным Госкомстата РФ, число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18 %, с задержкой психического развития на 20,2 %.

Следует отметить, что большинство современных исследований свидетельствует о резком усложнении как структуры отклонений в развитии, так и о значительном увеличении количества сочетанных нарушений у различных детей, а также появлении на рубеже 90-годов XX века новых форм психического дизонтогенеза. Особенно сложными стали пограничные случаи, когда дифференциальная диагностика должна была дать определенный ответ на вопрос, к какой категории отклонений в развитии должно быть отнесено состояние ребенка. Последнее необходимо для максимально эффективного, безошибочного определения не только типа образовательного учреждения, соответствующего возможностям ребенка, но и создания индивидуально-ориентированных программ обучения, воспитания и специализированной помощи.

Дети с отклонениями в умственном развитии приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности, у них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, слабо развита память, они испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Все отмеченные особенности психической деятельности детей с особенностями в развитии носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах их развития.

В системе психологической помощи детям с отклонениями в развитии в первую очередь необходимо учитывать природу дефекта, а вторую формирование и развитие той стороны личности ребенка, которая способна, под руководством взрослых к компенсации существующих нарушений. Тем самым, в дальнейшем развивая сохранные возможности ребенка для более успешного “вхождения” его в социальную среду.

Нами составлен “Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развития”.

За основу взят курс “Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта: программно-методические материалы”, авторы Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В.

Цикл состоит из 40 учебных занятий для детей начальных классов школ VII и VIII вида, с целью продвижения вперед психического и личностного развития ребенка на ранних этапах его обучения в школе.

Программа прошла экспертизу на кафедре педагогики и психологии ГОУ ДПО “Институт развития образования Омской области”, имеется рецензия зав. кафедрой педагогики и психологии Посашковой И.П., доцента, канд. психол. наук.

При организации занятий с детьми, нуждающихся в развитии, учителю, педагогу-психологу следует принимать во внимание не только имеющиеся (наличные) возможности ребенка, но и зону ближайшего развития. Л.С. Выгодский отмечал, что только такое обучение можно считать хорошим, которое создает зону ближайшего развития и тем самым идет впереди него.

Цели и задачи курса.

Главная цель занятий – обеспечение максимальной социально-психологической адаптации ребенка с особенностями развития в образовательной среде.

Задачи учебного курса состоят в коррекции следующих психических процессов:

  • Внимание;
  • Память;
  • Умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;
  • Способность к комбинированию;
  • Пространственное представление и воображение;
  • Способность предвидеть результаты своих действий;
  • Способность выполнять элементарные поделки из бумаги методом “оригами”.

Кроме того, цикл развивающих игр способствуют коррекции речи, мелкой моторики и исправлению других психических недостатков учащихся специальной (коррекционной) школы и детей с задержкой психического развития.

Не менее важной является и задача подготовки младшего школьника к переходу в среднее звено. Хорошо известно, что школьники испытывают порой значительные трудности, начиная учиться в средних классах, требования в которых к степени развития различных сторон психической деятельности учащихся достаточно высокие. Поэтому у учащихся должны быть сформированы такие индивидуальные качества и умения, которые позволили бы им наиболее легко адаптироваться к требованиям средней школы

Программа “Цикл развивающих занятий” включает в себя следующие разделы:

  1. Развитие ощущений и восприятия.
  2. Развитие пространственного восприятия.
  3. Развитие памяти.
  4. Развитие воображения
  5. Развитие мышления.
  6. Развитие внимания.

Для умственно отсталых школьников характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, поэтому развитие восприятия, мышления, внимания и других психических процессов крайне важно для получения этими детьми полных представлений об окружающем мире, для их успешной школьной адаптации.

Все содержание программного курса строится на принципе концентричности: учащиеся каждый год на коррекционных занятиях возвращаются к одним и тем же темам, чтобы закрепить и по возможности, углубить имеющиеся знания, умения и навыки.

Основной формой организации и проведения занятий является игра. Этот вид деятельности в младшем школьном возрасте создает благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Поскольку в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. При этом учителю необходимо помнить: задачи, решаемые игрой, должны быть расположены в порядке возрастания сложности, постепенное возрастание трудностей позволяет ученику идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, в каждой игре должна быть организующая и направляющая помощь со стороны взрослого (учителя).

Анализ теории и практики специальной психологии показывает, что для детей с отклонениями в психическом развитии развивающие игры становятся не только формой усвоения отдельных знаний, но и способствуют общему психофизиологическому развитию ребенка, его личности в целом, успешной адаптации ребенка в школе, детском коллективе, а также повышению активности и пробуждении интереса к учебе.

В занятие мы рекомендуем включать не более 4-6 развивающих игр соблюдая, основные принципы их организации: от простого к сложному, самостоятельно по способностям, в зоне ближайшего развития детей.

Со 2 класса учащиеся изготавливают на занятиях оригами из бумаги (в первом классе на наш взгляд конструировать по образцу простейшие объекты дети не смогут). Это благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере необходимости воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. Занятия оригами не только дисциплинируют учащиеся, но воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге) и влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Программа состоит из 40 занятий в начальном звене школы. По 10 в каждом классе, и предусматривает, на наш взгляд, продвижение вперед психического и личностного развития умственно отсталых школьников, и детей с задержкой психического развития. Занятия могут проводиться в любой временной промежуток учебного года с сентября по май и проходят 1-2 раза в неделю. Время проведения занятия 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе 10-12 человек. Для проведения занятий не требуется особых условий, их можно проводить в классной или игровой комнате. На усмотрение учителя этот материал можно изучать и в течение одного учебного года, дополняя или видоизменяя пакет коррекционных и развивающих игр самостоятельно. Все зависит от необходимых конкретных условий: уровня развития учащихся, степени профессиональной подготовки педагога, резерва времени и желания родителей.

На наш взгляд, родителей следует познакомить с основным содержанием и задачами учебного курса “Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развитии”, рассказать им о формах работы по изучению и пониманию материала, попросить их помогать детям в выполнении различных заданий, в подборе материала (картинок, рисунков, красок, карандашей, бумаги и пр.)

Раздел I. Развитие ощущений и восприятия.

Основные требования.

Учащиеся 1 – го класса должны:

  • знать названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
  • знать названия основных размеров: длина, ширина, высота;
  • знать название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;
  • различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей;
  • выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
  • сравнивать предметы по размерам;
  • определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;
  • сравнивать предметы по характеру материала: гладкий, шершавый,
  • прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
  • различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
  • применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.

Учащиеся 2-го класса должны:

  • различать звуки окружающей действительности по высоте, силе, тембру;
  • различать все основные цвета, их сочетания и оттенки: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, коричневый, фиолетовый, черный, белый, голубой, розовый, малиновый;
  • сравнивать более сложные по форме предметы (не только сами предметы, но и их изображения);
  • сравнивать материалы, из которых сделаны предметы и свойства, которыми они обладают
  • (мяч деревянный и мяч резиновый);
  • различать геометрические фигуры и тела: прямоугольник, шар, куб; уметь изображать отдельные простые предметы и объекты в виде плана, ориентироваться на плоскости в пространстве;
  • применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.
  • Учащиеся 3-го и 4-го классов расширяют и закрепляют умения и навыки, полученные в 1-2-м классах. Особое внимание должно уделяться тренировке аналитического восприятия (процессу расчленения целого на части):

3-й класс:

  • анализ конкретного предмета;
  • система анализа конкретных предметов, сделанных человеком; · анализ предметов природного мира.

4-й класс:

  • выделение главного, существенного в сложном целом (анализ слова, предложения, состава числа, смысла прочитанного).

Раздел II. Развитие пространственного восприятия.

Основные требования.

Учащиеся 1-го класса должны:

  • определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
  • ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, первая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
  • знать отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за.

Учащиеся 2-го клacca должны:

  • знать единицы времени: неделя, час;
  • определять время по часам с точностью до 1 часа.

Учащиеся 3-го клacca должны:

  • знать единицы времени: год, месяц, сутки, минута;
  • определять время по часам с точностью до 5 минут;

Учащиеся 4-го класса должны:

  • знать единицы времени и соотношение между ними:
  • 1 минута — 60 секунд;
  • 1 месяц — 28,29,30,31 суток;
  • 1 год – 12 месяцев.
  • определять взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения);
  • знать названия месяцев и их последовательность;
  • ориентироваться в пространстве времени (прошедшее, будущее).

Раздел III. Развитие памяти.

Основные требования.

Учащиеся 1 –го класса должны:

  • запоминать несколько предметов (2 — З) и порядок их размещения;
  • выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции 1 — 2 мин);
  • выполнять определенное задание по словесной инструкции, удерживаемой в памяти (1 — 2 позиции);
  • удерживать в памяти 3 — 5 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
  • играть в 1 — 2 игры по теме.

Учащиеся 2-го класса должны:

  • запомнить несколько (3 – 5) предметов и порядок их размещения:
  • выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции (30 сек — 1 мин), удерживаемой в памяти;
  • выполнять определенное задание по сложной инструкции, удерживаемой в памяти (2 – 3 позиции);
  • удерживать в памяти 5 — 7 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
  • играть в 1 — 2 игры по теме.

Учащиеся 3-го и 4-ео классов должны:

  • запоминать до 10 предметов и порядок их размещения;
  • выполнять определенное задание по словесной инструкции (без опоры на образец), удерживаемой в памяти (5 — 7 позиций);
  • удерживать в памяти 10 слов, предметов, событий и воспроизводить их спустя 30-40 мин;
  • воспроизводить (устно и письменно) короткие рассказы после прослушивания и самостоятельного чтения;
  • придумывать логическое окончание начальным (готовым) рассказам;
  • играть в 3 — 5 игр по теме.

Раздел IV. Развитие воображения.

Основные требования.

  • В процессе курса можно продолжить работу, используя игры и игровые упражнения для развития:
  • 1-2-е классы — наблюдательности (т. е. способности подмечать в исследуемом объекты многообразие деталей, свойств, сторон, качеств);
  • З-й класс — расчлененности (т.е. способности видеть объект в многообразии его признаков, наличия нескольких точек зрения на объект);
  • 4-й класс — способности к сравнению (т.е. к сопоставлению предметов и явлений, установлению их сходства и различия).

Раздел V. Развитие мышления.

Основные требования.

Учащиеся 1 -го класса должны:

  • анализировать несложные формы объектов;
  • устанавливать несложные типы связей между отдельными формами, объектами, явлениями или их признаками;
  • строить умозаключения (с помощью взрослого);
  • конструировать (по образцу) простейшие объекты;
  • решать простейшие логические загадки и задачи;
  • проводить отбор и простейшую классификацию предметов.

Учащиеся 2-го класса должны:

  • анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; · устанавливать различные типы связей между разными формами, объектами, явлениями или их признаками;
  • самостоятельно строить умозаключения и выводить простейшие закономерности на основе анализа и синтеза;
  • конструировать по словесной инструкции или по собственному замыслу знакомые объекты;
  • решать логические загадки.

В 3-4-х классах помимо развития данных сторон мышления, развиваются:

  • Критичность,
  • Основы логического познания,
  • Решение творческих задач разного вида.

Раздел VI. Развитие внимания.

Основные требования.

Развитие произвольного внимания умственно отсталых школьников и детей с ЗПР следует рассматривать в тесной связи со всей их учебной деятельностью. Внимание, как активное состояние психической деятельности, проявляется внутри тех процессов, как восприятие, воображение, мышление. Для осуществления успешной коррекционной работы с детьми необходимо развивать такие свойства внимания, как:

  • Объем;
  • Концентрация;
  • Распределение;
  • Переключение;
  • Устойчивость;

при постановке и решении посильных задач. Предлагаемые учащимся игровые задания и упражнения должны постепенно приобретать характер учебной деятельности, способствовать увеличению объема внимания 1-2 объектов в 1 класса, до 5-ти объектов к концу 4-го класса.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Использованная и рекомендованная литература.

Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики (систематический курс развивающих занятий для младших школьников). – М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998.

  • Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т.4,5/ Под ред. Т.А.Власовой. – М.: Педагогика,1983,1984. (Акад. Пед. наук СССР).
  • Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта. Пермь. ПГП Ун. Центр развития образования. г. Пермь, 2001.
  • Домишкевич С.А. Функционально-уровневый подход в психодиагностике, коррекционно-развивающей работе и психологическом консультировании. Ч. 1. – Иркутск: ИГПУ,2002.
  • Дубровина И.В., Акимова М.К. и др. Рабочая книга школьного психолога. – М.,1991
  • Зак А.З. Как гусеница и муравей в гости ходили./Интеллектуальная игра для дошкольников. – М.: изд. Российского открытого ун–та, 1991.
  • Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л., 1982.
  • Карабанова О.А, Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
  • Комплексная методика психомоторной коррекции/ Под ред. А.В.Семенович. – М., 1998.
  • Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. Изд. 2-ое, дополн. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  • Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: МГУ, 1985.
  • Майрамян.Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок./ Диссертация на звание канд. мед. наук. – М., 1976.
  • Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И, Переслени, Л.И. Солнцева и др./Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002.
  • Программа интенсивного умственного развития детей дошкольного возраста. Составители: Э.Н. Иоффе, я/с №59 Кировского района г. Санкт-Петербурга, З.А. Михайлова, РГПУ им А.Н. Герцена.
  • Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений/ Под ред.И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Сфера,1998.
  • Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. /ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.
  • Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1974.
  • Семаго М.М. Семаго Н..Я. Организация содержания деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
  • Соколова С.В. Оригами для дошкольников (методическое пособие для воспитателей ДОУ) — Санкт – Петербург Издательство “Детство – пресс”, 2004.
  • Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред.М.И. Буянова. – М.Просвещение, 1990. – 128с.: ил. – ISBN 5-09-002823-0
  • Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция, / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990.
  • Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/418856/

    Методическая разработка (средняя группа) по теме: интерактивное занятие для детей и родителей

    «Снежинка» ср.гр.

    (интерактивное занятие для детей и родителей)

    Вход в зал под музыку «Белые снежинки» (аудиозапись)

    Музыкальный руководитель:

    Здравствуйте, ребятки и уважаемые гости, давайте поприветствуем друг друга песенкой.

    Приветствие: «Здравствуйте, ладошки» М.Картушиной

    Музыкальный руководитель:

    Сегодня я расскажу вам необычную зимнюю сказку (слайд 1), а про кого, вы сейчас сами узнаете, отгадав загадку. (слайд 2)

    С неба падают зимою

    И кружатся над землею

    Легкие пушинки,

    Белые …

    Дети: Снежинки!

    Музыкальный руководитель:

    Правильно, моя сказка про одну маленькую снежинку. Итак…

    Жила-была на небе мама-туча. (слайд3). Наступила зима и из капелек воды родилось у мамы-тучи много снежинок.(слайд4) Большие снежинки говорили так — «ТА», а маленькие – «ти». (слайды 5,6,7,8)

    Ритмическое упражнение: «Разговор снежинок»

    Музыкальный руководитель:

    Снежинки были очень красивые, (слайд9)

    Одна из них была маленькая. Вот такая. (слайд 10)

    Она была белая, холодная и с очень острыми кончиками. (слайд11)

    Снежинок было много, но подлететь близко друг к другу не могли, кололи друг друга своими колючками. А нашей маленькой Снежинке очень хотелось с кем-нибудь подружиться. Как только она подлетала к какой-нибудь Снежинке, та говорила: «Отойди подальше, ты колешь меня своими колючками». И Снежинка, вздыхая, отлетала. А Снежинке так хотелось к кому-то прижаться, обняться. Она даже согласна была потерпеть уколы от колючек, лишь бы быть с кем-то рядом.

    Однажды Мама-Туча сказала: «Снежинки, вас так много, мне тяжело возить вас в себе. Пришла ваша пора отправляться в большой мир. Мама-Туча стряхнула снежинки, и все полетели на землю. (слайд12)

    Но, даже в полете, наша Снежинка не могла дотронуться до остальных Снежинок. Она летела, кружилась и …грустила.

    Музыкальный руководитель:

    Давайте споем и покажем, как летят снежинки.

    Песня с движениями «Снежинки» А. Бердта

    Музыкальный руководитель: (слайд 13)

    Все снежинки упали на землю, но и там они лежали, вытянув свои колючки…

    Вдруг подул очень сильный ветер и закружил наши снежинки в веселом танце.

    Танец со снежинками «С неба звездочки летят»

    Музыкальный руководитель:

    Ветер утих и снежинки опять упали на землю. Снежинка уже и не пыталась заговорить с кем то…. Но тут мимо проходила девочка Маша.(слайд14) Он лепила снежки… Маша подошла к тому месту, где лежала снежинка и зачерпнула много-много снега для своего снежка. И тогда все снежинки крепко-крепко обнялись. И наша Снежинка тоже. (слайд15) Все колючки у Снежинок отлетели. Они крепко держали друг друга и улыбались.

    Музыкальный руководитель:

    Давайте покажем, как обнялись наши снежинки.

    (дети обнимают своих родителей)

    Оказывается, быть вместе гораздо интереснее, чем по-отдельности. И наша снежинка была очень счастлива.

    Ребята, посмотрите, сколько снега много, а не прокатиться ли нам на саночках.

    «Санки» игра с родителями

    Музыкальный руководитель:

    Ребята, куда же интересно нас привезли саночки? Да мы оказались с вами в волшебном домике – «Музее снежинок». Посмотрите, как их много и сделаны все из разного материала.

    Рассматривание снежинок

    Ребята, что можно сказать о снежинках, какие они? (Изящные, узорчатые, необычные и т.д.) А самое главное, эти снежинки не тают, и мы можем любоваться ими бесконечно, даже весной летом и осенью.

    А сейчас я вас приглашаю в мастерскую, чтобы пополнить коллекцию музея, где вы сделаете вместе с родителями снежинку-балеринку.

    Изготовление снежинки-балеринки.

    Мастер-класс проводит воспитатель.

    Музыкальный руководитель:

    А что же умеет снежинка-балеринка?

    Дети: танцевать.

    Музыкальный руководитель:

    Возьмите снежинок-балеринок и потанцуйте с ними, а ваши родители возьмут музыкальные инструменты и сыграют вам вальс.

    Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/03/09/interaktivnoe-zanyatie-dlya-detey-i-roditeley

    Интерактивное занятие с детьми, их родителями и учителями.

    Родительское собрание – деловая игра

    «Лаборатория нерешённых проблем»

    (проводится вместе с детьми. 8 класс).

    «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.

    Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными

    силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение».

    (А. Дистервег)

    Цели.

    1. Выявить причины спада учебной мотивации учащихся.

    2. Способствовать возникновению доверительного диалога между подростками их родителями и учителями.

    Подготовка к собранию.

    1. Работа психолога – тестирование учащихся на выявление уровня тревожности.

    2. Работа спецкоров – блиц-опрос «Мнение со стороны» учителей-предметников:

    — Как вы считаете, почему учениками нарушается дисциплина в школе, в классе?

    — Что нам нужно для того, чтобы повысить дисциплину и успеваемость в классе?

    — На ваш взгляд, сколько процентов ребят от всех, обучающихся в нашем классе, занимаются в полную силу?

    — Что нам нужно, чтобы учиться лучше?

    3. Подготовить рейтинг успешности учащихся по звеньям, во время собрания эта информация разложена по «зонам» работы звеньев.

    4. С учащимися класса сделать постановку придуманной сказки «Три сына и отец-пенсионер».

    5. Оформить кабинет:

    * определить три рабочих «зоны» (столы поставлены в центр, вокруг – стулья, учащиеся каждого звена и их родители размещаются соответственно в своей «зоне»);

    * на каждом столе лежит свёрнутый рулончик бумаги, на котором написана пословица. С этим свёрточком выходят выступать в конце собрания эксперты. После оглашения проекта читается пословица. Звенья-слушатели определяют, соответствует ли суть проекта пословице;

    * приготовить «телевизор» для показа сказки.

    6. Оформить доску: берега, деревья, цветы, дома, школа, фотографии. «С вами мы два берега у одной реки».

    ЗАДАНИЯ для групп (проект):

    1 группа – «Сможем ли мы наладить дисциплину в классе? Как? Что для этого надо сделать?» Пословица: Без дисциплины и сильная рать погибает.

    2 группа – Выработать рекомендации по максимальному использованию рабочего времени на уроке. Пословица: Невидящий лишь то берёт, что видящий ему даёт.

    3 группа – Чем и как можно помочь в учёбе каждому ученику? Какие бы советы (или правила) вы предложили? Пословица: Здравый человек учится на чужих ошибках – глупца ничто не научит.

    Данные задания (проекты) группы выполняют письменно, т.к. они идут в решение родительского собрания.

    Кроме того, даются на обсуждение ещё три вопроса:

    1) Почему ребята более дисциплинированны дома, чем в школе?

    2) Назовите причины «потерянного» времени на уроке.

    3) Учатся ли ребята нашего класса в полную меру своих сил и возможностей?

    На собрание всем прийти с ручками и тетрадями.

    ХОД СОБРАНИЯ.

    1 этап (организационный)

    — Всем добрый день!

    Ребята, чтобы родителям было уютно в нашем классе, сядьте, пожалуйста, каждый рядом со своими папами или мамами.

    Чтобы завладеть вашим вниманием, начну сразу с вопросов к родителям, а потом задам несколько вопросов детям.

    — Сколько ваших лет связано со школой? (верный ответ: свои годы обучения + школьные годы их детей).

    — Можно ли время увеличить вдвое, втрое, если в семье не один, а два, три ребёнка? Почему?

    Вопрос к детям:

    — Сколько лет вы проучились в школе? А сколько это будет месяцев, если один учебный год длится 9 месяцев? (ответ: девятью семь равно 63 месяцам, да ещё 6 месяцев, т.к. собрание проходит в феврале, так что на сегодняшний день сумма полных лет, отданных школе, равна 5 с половиной годам (69:12=5,75). Много это или мало, на ваш взгляд?

    Оказывается, школьных лет не так уж и много.

    Обратим внимание на два главных момента школьной жизни: «Первый звонок» и «Последний звонок».

    «Первый звонок» — первый класс. Ребёнок – родители. Чья роль определяющая? Почему?

    «Последний звонок» — 11 класс. Ребёнок – родители. Чья роль определяющая? Почему? Почему последний звонок называют «звонком надежды»?

    — Ребята, сколько вам месяцев осталось учиться до окончания школы? (12 для тех, кто покинет школу после 9-го класса, и 30 – для выпускников 11-го класса)

    — А сколько лет? (1 год или 2,5 года). Это много или мало? Конечно, вы можете учиться еще и самостоятельно, в летнее время с репетиторами, тогда время немного увеличится.

    — Давайте рассмотрим результаты анкетирования и узнаем, для чего нужна школа с точки зрения детей (слово экспертам от класса)

    — А теперь – с точки зрения родителей (выступают эксперты от родителей)

    2 этап. (Просмотр сказки).

    Мы приготовили для вас инсценировку сказки «Было у пенсионера три сына».

    Обсуждение её.

    «Сказка – ложь, да в ней намёк»…

    — О каком намёке идёт речь? (выслушать все мнения).

    — Какие ключевые фразы можно выделить? Если затрудняются, подсказать:

    1. Чем бы нам сейчас заняться,

    Чтоб с тобою не ругаться?

    2. Но доселе старый дед

    Не собрался дать ответ.

    — Кто бы из вас, ребята, хотел оказаться на месте сыновей?

    — Кто бы из вас, родители, хотел оказаться на месте отца?

    — Чью беду увидели? (Обратить внимание на эпиграф к собранию). Определите ключевые слова в высказывании. (К детям): Дайте собственный комментарий.

    3 этап. (Планирование будущего)

    — Сейчас мы будем рисовать. Дети будут рисовать, а родители и учителя, как всегда, …советовать.

    — Что бы вы хотели в будущем иметь. Вы хотите жить с родителями, или вам хочется иметь собственный дом? Нарисуйте столько этажей, сколько хотелось бы.

    — У вас будет баня? Бассейн? Собака? Конь? Домашний крокодил? Машина? Одна машина или две? Огород? Сад? Что-нибудь еще?

    — Чтобы это все купить или построить, что вам необходимо иметь? (деньги)

    — Где вы их собираетесь взять?(заработать) (обсудить возможность получения «быстрых» или «легких» денег – рэкет, воровство, проституция).

    — Кем бы вы хотели стать? Запишите на вашем плане сбоку.

    — Какую зарплату вы хотели бы получать? (нарисуйте мешок с рублями или с долларами)

    — Что для этого нужно? (хорошее место работы)

    — Чтобы получить это замечательное место, что нужно? (быть хорошим специалистом, профессия).

    — Где можно получить профессию? (хороший институт, или училище, но потом совершенствовать свои навыки).

    — Чтобы поступить в институт, что нужно? (хорошо учиться)

    — Чтобы после училища стать первоклассным специалистом, что необходимо? (уметь учиться, добросовестно и творчески работать). Выводы делайте сами!

    4 этап (работа в лаборатории нерешенных проблем)

    Вы приглашены сегодня на деловую встречу, которую я назвала «Лаборатория нерешённых проблем».

    Лаборатория – это учреждение. Отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы (определение из словаря С. И. Ожегова). Лаборатория может быть учебная, может быть проблемная, классифицируют, исходя из ситуации и задачи.

    Ситуация:

    В последнее время у нас в классе обострились проблемы дисциплины и учёбы. Ежедневно выслушиваю претензии учителей: плохая дисциплина на уроках, отдельные ребята не выполняют домашних заданий, кого-то устраивает «слепое» списывание из решебников.

    — В какой лаборатории нам придётся работать?

    — Какие проблемы решать?

    В ходе работы и при составлении решения вам потребуется специальная лексика. Запишите в столбик слова:

    Приоритетный. Дисциплина. Дисциплинарный. Авторитет. Авторитарный. Дискомфорт. Консолидация. Конструктивный. Эксперт.

    Классный руководитель раздаёт группам конверты с заданием, приглашает разойтись по «рабочим зонам». После того, как дети и родители расселись по «рабочим зонам», объяснить ход работы.

    — Обратите внимание на то, что лежит на столе: толковый словарь, чтобы знать значение специальной лексики, бумажный рулончик – содержимое его можно прочитать только перед записью вынесенного вами решения. В индивидуальном пакете – 4 вопроса: 1-3 устное обсуждение, на 4-й – дать письменный ответ.

    Обговариваем регламент. Сверим часы.

    (В каждой рабочей группе, состоящей из детей определённого звена и их родителей, присутствуют члены родительского комитета, которые были заранее приглашены на обсуждение проекта и теперь они должны направлять работу в группах). Задача родителей – настроить детей на доверительный разговор, обсудить успеваемость и поведение учеников данного микро-коллектива, выявить потенциальный резерв звена.

    Если родители не пришли, создается группа учителя-ученики

    4 этап.

    Выступления «вожака стаи» группы. Принятие решения.

    В роли экспертов по очереди выступают «вожаки». Они зачитывают проект, один из родителей каждой группы демонстрирует на обозрение пословицу. Затем путём голосования проекты засчитываются в решение.

    5 этап.

    В наших анкетах был еще один вопрос: «Каким бы я хотел стать?». В анкетах родителей он звучит немного по-другому: «Каким бы вы хотели видеть своего ребенка?».

    — Слово нашим экспертам (детям, потом родителям)

    — А теперь послушайте «Мнение со стороны». Наши учителя тоже отвечали на вопрос, какими бы они хотели видеть вас в будущем. (Результат обработан в процентном отношении, интересные суждения зачитываются).

    Вывод: уважаемые родители, уважаемые педагоги, мы не соперники, мы с вами в одной команде, и цели у нас одинаковые: Мы все хотим, чтобы наши дети были здоровыми, счастливыми и успешными. (ДОСКА: С вами мы два берега у одной реки) фотографии учителей, родителей – берега, детей – речка.

    Любимые наши дети, мы не диктаторы и не враги, мы ваши старшие друзья. Нам очень хочется уберечь вас от неосторожных шагов. Нам всем хочется не только помогать вам…Взрослые тоже иногда нуждаются в поддержке и любви. Давайте сделаем еще один шаг навстречу. От этого все только выиграют.

    ИТОГИ.

    Заполнение анкеты:

    1.Понравилась ли встреча?

    2.Было ли тебе комфортно или испытывал дискомфорт?

    3. Что понравилось больше всего?

    4. Что не понравилось?

    5. Нужны ли подобные формы общения?

    ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

    Сказка о трёх сыновьях и отце-пенсионере.

    Ведущий (Сказительница и отец сидят рядышком в телевизоре)

    За горами, за лесами, за широкими морями,

    Скажем к слову, например,

    Жил да был пенсионер.

    У старинушки три сына:

    Старший был почти мужчина,

    Был подростком средний брат.

    Младший – был акселерат.

    Братья те ходили в школу,

    На концерты и в спортзал.

    Мотогонки, дискотеки…

    В общем, люди-человеки.

    Словом, жизнь – сказать не грех –

    Не труднее, чем у всех.

    Сыновья как сыновья,

    Жизнь у каждого своя.

    Старший бицепсы качает,

    (выходит старший брат, замирает, показывая бицепсы) Денни

    Средний ночи коротает,

    Оседлав мотоциклет.

    (выходит средний брат, в кожаной куртке со шлемом)

    Младший с самых ранних лет

    Грудь цепями обмотал

    И давно уж распевал

    (выходит младший брат с гитарой в цепях)

    Изо всей дурацкой мочи

    Хеви-металл среди ночи.

    Как-то стало лишь смеркаться,

    Начал старший собираться

    В атлетический кружок.

    Вдруг отец:

    Постой, дружок!

    Для чего тебе, Данила,

    Эта мускульная сила?

    Прекрати свои занятья,

    На тебя же смотрят братья!

    И куда ты дел пятёрки,

    В дневнике четвёрки, тройки?

    Хочешь быть ты не у дел?

    И когда я просмотрел!?

    Ведь дневник ты заполнял

    И подписывать давал?

    Ведущий:

    А пока отец в сенях

    Перед старшим распинался,

    Средний к двери пробирался,

    Да на грех впотьмах споткнулся,

    Бах с крыльца! И растянулся!

    И отец ему тогда:

    Стой, Гаврила, подь сюда!

    Кой же чёрт мне угодил

    Я и рокера родил?

    Жизнь свою закончишь скверно:

    На тебе в 15 лет

    Уж живого места нет!

    Ну-ка шлем клади на полку,

    А не то намылю холку!

    Чем мотоциклет гонять –

    Иди двойки исправлять.

    От звонков из школы разных

    Телефон, гляди, уж красный!

    Ведущий:

    Рокер голову повесил.

    В это время бодр и весел.

    Весь в заклепках и в цепях,

    Младший сын возник в дверях.

    Отец:

    Что я вижу: свет-Ванюша!

    Измотал ты мою душу.

    Всю я ноченьку не спал

    Под грохочущий металл.

    Размечтался! Пристаёшь,

    Чтоб купил тебе гитару!

    А тому подайте фару!

    Обнаглела молодежь!

    Ведь не баксы, а рубли

    В пенсион мне принесли!

    Ведущий:

    А они лишь отвечают:

    — Батя, выпей лучше чаю!

    Сами знаем, как нам жить,

    Как уроки нам учить,

    В какую секцию ходить.

    — Надоело в этой школе,

    Хотца нагуляться вволю.

    А на «двойки» нам плевать,

    В мае будем исправлять.

    — Ты, расходы сократил бы,

    На компьютер нам скопил бы!

    (хором)- Чем бы нам сейчас заняться,

    Чтоб с тобою не ругаться?

    Ведущий:

    Тут отец наморщил лоб.

    Долго он в затылке скрёб,

    Но доселе старый дед

    Сыновьям не дал ответ.

    ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

    ИТОГИ.

    Заполнение анкеты:

    1.Понравилась ли встреча?

    2.Было ли тебе комфортно или испытывал дискомфорт?

    3. Что понравилось больше всего?

    4. Что не понравилось?

    5. Нужны ли подобные формы общения?

    Анкета для детей

    1. Почему ты ходишь в школу? (2-3 причины)

    2. Почему иногда тебе не хочется идти в школу? (3 причины)

    3. Каким бы ты хотел(а) видеть себя в будущем? (не менее 5 прилагательных)

    Анкета для родителей

    1. Что лично вам дала ВАША школа?

    2. Как вы думаете, почему вашему ребенку иногда не хочется идти в школу?

    3. Каким бы вы хотели видеть своего ребенка в будущем?(не менее 5 прилагательных)

    Анкета для учителей

    — Как вы считаете, почему учениками нарушается дисциплина в школе, в классе?

    — Что нам нужно для того, чтобы повысить дисциплину и успеваемость в классе?

    — На ваш взгляд, сколько процентов ребят от всех, обучающихся в нашем классе, занимаются в полную силу?

    — Что нам нужно, чтобы учиться лучше?

    — Какими бы вы хотели видеть нас в будущем? (не менее 5 прилагательных)

    Спасибо!

    Источник: https://infourok.ru/interaktivnoe-zanyatie-s-detmi-ih-roditelyami-i-uchitelyami-3225613.html

    Мы разработали серию индивидуальных занятий для работы с особыми детьми:

    Коррекция поведения

    Программа направлена на устранение проблемного поведения у ребенка с нарушениями развития.

    На наших консультациях мы часто сталкиваемся с тем, что причина многих нарушений (речевых, эмоционально-волевых, психофизических и т. д.) кроется в нарушениях поведения детей.

    Все чаще родители жалуются на то, что дети стали неуправляемыми. У многих детей возникают проблемы связанные с едой, сном и приучением к горшку. Нередки случаи, когда дети игнорируют родителей, не понимают инструкций, не соглашаются ни на какие условия и постоянно требуют чего-то сами, причем часто это сопровождается криками, агрессией.

    Многие родители не знают, как привить детям базовые жизненные навыки: умение самостоятельно принимать пищу, засыпать, умение владеть собой, уважение к другим людям и готовность к совместной деятельности.

    Программа по коррекции поведения – это фундамент в дальнейшем обучении ребенка.

    Иногда вместо педагогического воздействия ребенку назначаются лекарственные препараты, так называемые, «корректоры поведения», а иногда ставится достаточно серьезный диагноз. Зачастую родители не знают или не хотят знать, что использование «корректоров поведения» не только не безопасно с точки зрения соматического здоровья, но и может стать тупиковым путем в воспитании и инвалидизировать ребенка.

    Конечно, проще давать ребенку лекарственный препарат («таблетку от плохого поведения»), чем выстроить систему планомерного педагогического воздействия и удержаться в ней в течение всего времени коррекции.

    Причина такого отношения к коррекции детского поведения кроется в непонимании родителями специфики проблемы и незнании альтернативных способов ее решения.

    Справедливо будет заметить, что специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста (медики, психологи, педагоги) и не владеющие методами педагогической коррекции поведения, так или иначе подталкивают родителей к упрощению решения этого вопроса.

    Помогите ребенку гармонично развиваться, дайте ему возможность стать уверенным человеком, умеющим себя держать в обществе.

    Многие существующие современные теории воспитания детей предполагают постоянные обсуждения и разговоры, стремление ни в коем случае не задеть чувства ребенка: самоуважение ребенка является мерой всех вещей. Все это приводит к тому, что родители испытывают робость и неуверенность, когда их дисциплинарные меры расстраивают и злят детей. Как следствие этого, во многих семьях лидерами являются дети. Именно они решают, как жить семье.

    Все симптомы деструктивного поведения, которые так часто демонстрируют сегодняшние дети, от непослушания до тревожности, — результат того, что много власти родители передали в руки детей. Безграничная любовь и гиперопека родителей часто делают детей неуправляемыми, потому что родители не являются лидерами в семье. Многолетние наблюдения за поведением детей говорят о том, что, когда в семье лидируют дети, они разрушают семью, а заодно — и себя. Это печальное явление принимает в настоящее время катастрофический характер.

    Особо хочется обратить внимание на то, что игнорирование деструктивного поведения детей, как в быту, так и на занятиях, ведет к необратимым последствиям в более старшем возрасте.

    Программа коррекции поведения в ОАНО “Школа Подсолнух” направлена на социализацию детей дошкольного возраста. Эта авторская программа Козыревой Виктории Павловны (кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МГГУ им. М.А. Шолохова) более десяти лет является основным и ведущим направлением ОАНО «Школа Подсолнух», каждый ребенок обучающийся по этой программе добивался поставленных целей.

    Программа предназначена для детей со следующими нарушениями:

    • задержка психического развития;
    • аутизм, РАС;
    • органические поражения центральной нервной системы;
    • интеллектуальные нарушения;
    • синдром Дауна;
    • нарушения поведения;
    • речевые нарушения.

    Результатом обучения по этой программе станут приобретенные социальные навыки вашего ребенка. Ребенок самостоятельно научится:

    • кушать;
    • ходить в туалет;
    • одеваться;
    • повторять;
    • объяснить желание;
    • планировать.

    Программа коррекции поведения включает в себя поэтапную систему обучения социальным нормам, устранения проблемного поведения у ребенка с нарушениями развития.

    Логопедические занятия

    Педагогами создана комплексная программа работы с детьми с аутизмом, с интеллектуальными нарушениями, с поведенческими проблемами. Особое внимание в ней уделяется логопедической работе с ребенком.

    Логопедическая работа ведется по двум направлениям по развитию речи и общения:

    • специально организованные логопедические занятия;

    • создание речевой среды на всех видах занятий.

    Логопед для ребенка планирует работу совместно с другими педагогами. Обязательным условием является то, что на групповых занятиях педагоги закрепляют материал, пройденный и отработанный с логопедом на индивидуальных занятиях.

    Сроки формирования речи и преодоления недостатков произношения на логопедических занятиях для детей зависят от ряда факторов:

    • степени сложности дефекта;

    • индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

    • регулярности занятий;

    • помощи со стороны родителей.

    Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решаются определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели логопедического воздействия.

    Социальная адаптация

    Дети с особенностями развития могут научиться многому, но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени и более труден.

    На занятиях по социальной адаптации дети учатся:

    • пользоваться туалетом;
    • одеваться и раздеваться;
    • чистить зубы;
    • причесываться;
    • купаться и умываться;
    • мыть голову;
    • пить из чашки;
    • есть ложкой и вилкой;
    • резать ножом;
    • накрывать на стол;
    • убирать со стола;
    • мыть посуду;
    • расстилать и застилать кровать;
    • поддерживать порядок и чистоту в доме (подметать и мыть пол, выносить мусор, вытирать пыль, пылесосить).

    Мы считаем, что все эти навыки очень важны для ребенка с особенностями, не менее, чем способность читать, знание геометрических фигур или таблицы умножения. И учиться всему этому важно своевременно, по возможности в том же возрасте, в каком аналогичные навыки осваивают дети с нормальным ходом психического развития.

    Занятия с системой “Саундбим”

    Занятия проводят сертифицированные специалисты, прошедшие обучение в Великобритании. Система “Саундбим” рекомендована Национальной программой образования Великобритании как основной источник помощи детям с нарушениями. Успех использования системы “Саундбим” базируется на двух факторах:

    • высокая чувствительность луча позволяет “играть” музыку даже людям, крайне ограниченным в движениях;

    • электронные технологии позволяют создать огромную палитру звуковых миров, освобождая их автора от традиционных ограничений.

    Система “Саундбим” представляет собой средство, с помощью которого даже ребенок с серьезными отклонениями (аутизм, интеллектуальные нарушения, ДЦП, нарушения слуха, зрения, речи) может выразить себя и начать общаться через музыку и звук.

    В процессе занятий в ОАНО “Школа Подсолнух” с системой “Саундбим” у детей появляется мотивация к действию. Используя звуковой луч, дети начинают ощущать собственное тело в пространстве.
    Играя с музыкальными композициями, дети смогут:
    • слушать и слышать;
    • у всех детей появляется концентрация внимания;

    • все дети начинают выполнять инструкцию и инструкции.

    На всех занятиях развивается крупная и мелкая моторика. Играя на системе, появляются новые способы коммуникации, развивается импрессивная и экспрессивная речь. На занятиях у многих детей раскрываются творческие способности. Играя на системе “Саундбим”, у ребенка появляется возможность и потребность к взаимодействию с другими детьми и взрослыми.

    Система “Саундбим” широко используется на всех видах занятий в ОАНО “Школа Подсолнух”

    Инклюзивный театр “Антошка”

    Театральная атмосфера располагает детей к внимательности, усидчивости, дисциплине, формирует чувство ответственности, целеустремленности.

    В театре участвуют дети, посещающие Детский центр «Подсолнух». На первых репетициях дети бывают скованы, застенчивы, пытаются спрятаться, некоторые начинают плакать. Постепенно они включаются в процесс игры актеров, выполняют элементарные хореографические движения, играют на музыкальных инструментах, на системе Саундбим.

    Участие в инклюзивном театре показывает, что как дети с особенностями в развитии, так и нормально развивающиеся, имеют огромное желание заниматься творчеством.

    Игра на сцене способствует преодолению речевых барьеров, совершенствованию общения со сверстниками, взрослыми, формированию коллективного взаимодействия. В театральной деятельности заложена уникальная возможность раскрыть талант ребенка путем взаимодействия двигательной активности, музыки, игры, общения.

    Театральная атмосфера располагает детей к внимательности, усидчивости, дисциплине, формирует чувство ответственности, целеустремленности.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *