.

Зависть определение слова

Токсичная печаль

– Есть прекрасная формулировка зависти свт. Василия Великого: зависть – это печаль о благополучии ближнего. Не знаю, насколько это его оригинальная формулировка или он взял из стоиков, но такое определение зависти можно считать классическим и в психологии.

Что такое печаль? Это когда у нас есть некоторая потребность, реализовать которую не получается. Если мы расстаемся с ценным для нас человеком, уходим с важной работы, не имеем возможности заниматься тем, что нам дорого, чувство печали вполне адекватно.

Чувство печали может быть пережито, а может превратиться в страсть.

Если человек переживает некоторое время, а потом перестраивается, у него происходит, как говорят психологи, «работа горя», он учится жить и нормально живет без того предмета, которым обладать не удалось, то эта потребность может уйти из его жизни, перестать быть значимой.

Есть другой вариант – когда человек понимает, что без этой потребности он не проживет и тогда прикладывает все силы для ее достижения. Но если не достигает желаемого – признается в своем бессилии, принимает тот факт, что у него чего-то не будет, и также продолжает нормальную жизнь.

Страсть печали – это зависание в неудовлетворенности, когда человек не прикладывает никаких усилий для достижения желаемого, но при этом не может от него отвлечься. Происходит постоянное, навязчивое возвращение в одну точку – в этом случае можно говорить о страсти печали, о «токсичной печали», как говорят психологи. Хочу – не могу получить – ничего не делаю, чтобы получить. Такое зависание – самая подходящая почва для роста зависти.

Для зависти нужен объект

Но причем здесь ближний? – спросим мы.

Дело в том, что мы все – социально зависимы. Мы зависимы от чужого мнения, от социальных критериев, хотя часто этого не признаем. Но если мы были бы независимы, мы были бы свободны, а кто может о себе так сказать? И поэтому о неудовлетворенности наших потребностей нам часто сигнализирует их успешное удовлетворение у других.

Для человека оказывается сверхважным то (в зависимости от приоритетов), какие часы носит некто из его окружения, или какими лидерскими качествами обладает, или насколько любим в кругу людей, мнение которых ему дорого.

Взять Авеля с Каином – классический пример зависти. Авель занимался своим делом, Каин – своим. Но когда Бог не принял плоды дел Каина, Каин тут же переключился на дела Авеля, сравнил себя с «другой нормой».

Интересно, что Каин сравнивает только результат, а не глубинно Авеля с собой; он не думает о причинах того, почему Господь не принял его жертвы, не думает про свои отношения с Богом, так ли они чисты и бескорыстны, как у Авеля, не прислушивается к словам Бога о том, что «рядом грех лежит».

Каин захотел, чтобы у него было так, как у другого, – но не такая же чистая душа, а такое же признание Богом дел рук его, то есть «блестящий результат» любой ценой. Или чтобы у другого не было ничего. Убивая Авеля, он избавляется от мучительных переживаний зависти – что у кого-то может быть лучше, чем у него.

Вот это «как у другого» формирует стереотип зависти. Нельзя завидовать «вообще». Вообще можно печалиться. А для зависти всегда нужен объект.

Зависть. Игнасио Диас Олано, 1905 г.

В семье

Бессильное зависание между «хочу», но «не могу», приводящее к завистливой печали – очень разрушительно для человека.

Почему так трудно преодолеть свое бессилие? Ситуацию могут осложнять обстоятельства, в которых рос человек, некоторые, часто бессознательные, установки воспитания.

Бывают семьи, где очень яркая фигура отца, отец – безусловный лидер, очень уверенный в себе мужчина. И интересно складываются судьбы детей (например, брата и сестры). Девочка, как правило, расцветает, она очень активна, уверена в себе, многого добивается. У нее могут возникнуть проблемы, когда она будет выходить замуж, потому что вокруг она может не увидеть «достойных людей», хоть в какой-то степени сравнимых с отцом. Но в целом ее личный путь – уверенного в себе, яркого человека, у нее с отцом всегда теплые отношения.

Совсем не так с мальчиком. Мальчик с детства, естественно, не может конкурировать с фигурой отца. Но он закономерно пытается перенять стереотипы поведения отца, хочет быть «как папа». Папа же считает своим долгом поддерживать неоспоримое лидерство, отметая всякую возможность конкуренции с сыном как проявление собственной слабости.

И постепенно в опыте сына складывается установка: с одной стороны, он должен подражать отцу, быть на него похожим, быть таким же смелым, сильным, но с другой стороны он чувствует, что разница настолько велика, что быть «как папа» он никогда не сможет.

В психологии это называется двойным посылом: отец хочет, чтобы сын был похож на него, даже может говорить об этом, даже сам верит в это, но делает все, чтобы подавить сына, победить его.
Может быть, этот человек вообще не допускает конкуренции с мужскими фигурами, или болезненно ее переживает, везде и, конечно, в своей семье.

При правильном воспитании ребенку обязательно нужно дать узнать «вкус победы», нужно уметь поддаваться, чтобы он почувствовал свою силу, узнал на опыте, что его действия приводят к результату.

Говоря о конкуренции, я не хочу сказать, что отец не должен быть авторитетным, что в семье не должно быть иерархии. Но вот что, например, говорит о священнической иерархии Иоанн Златоуст: что единственная власть, которой обладает священник – это сила слова. Если ты можешь убедить словом, тогда у тебя есть власть, авторитет, иерархия.

Если отец в своем отношении с сыном исходит не из собственной властности, а из его интересов, рано или поздно ребенок это почувствует.

Вариант, когда в детстве человек не получил достаточной поддержки в своих инициативах, когда ему не помогли лучше понять свои потребности и у ребенка сложилось ощущение своей неспособности, – классическая ситуация для формирования зависти.

Конкуренция более остра между людьми одного пола. Если в семье конкурентная мама, – причем не значит яркая, бывает и наоборот, неуверенная, неудовлетворенная своей женской судьбой, – не исключено, что она бессознательно будет конкурировать с дочерью, уничтожать представление девочки о ее женственности, красоте, причем непрямо, а в форме вполне уместных замечаний, предостережений, заботы.

И наказывая дочку за то, что сама ей завидует, мать формирует в определенной мере судьбу дочери – женщины не очень счастливой, а та, в свою очередь, может повторить это со своей дочерью – такая своеобразная женская дедовщина. Так зависть, пока она не осознанна и не взята под контроль, может транслироваться из поколения в поколение.

Маркер зависти

Как увидеть в себе зависть? Это очень трудно для тех, кто не ищет, потому что зависть как эмоция сегодня активно поддерживается социумом и провоцируется им. Общество потребления основано на зависти, зависть в нем – один из главных действующих механизмов: человеку предлагается некий идеал, к которому он призван стремиться, но которого никогда не достигнет. Весь смысл в погоне, в вечном соревновании, постоянном сравнении себя с другими, у кого больше, дороже, круче.

Многие люди самоутверждаются за счет того, что им завидуют. И если человек жил в социуме, где всем завидовал, а за счет него самоутверждались, то когда он самоутвердится, скорее всего, сам будет вести себя так, чтобы другие ему завидовали.

В такой беготне и конкуренции на себя в подлинном смысле – понять, а нужно это мне и что мне действительно нужно – время не остается. Отсюда – постоянная неудовлетворенность, уныние, раздражение – идеал-то не достигнут.

Поэтому первый маркер для обнаружения зависти – когда человек замечает, как сильно он сориентирован на других людей, когда он начинает мыслить себя в терминах успешности, постоянно думает, подмечает, что есть у других, и чего нет у него.

В России часто критерий оценки успешности и предмет зависти – поп-звезды, актеры. Ничего плохого не хочу сказать об актерах, но еще в середине XIX века они считались комедиантами, такая профессия не давала право входить в высшее общество. А сейчас для многих – это эталон, люди смотрят, как они одеты, как поют, скачут, при том что большинство зрителей никогда так не смогут.

Недавно пронеслась истерия по поводу рождения наследника в Великобритании. Сколько людей с ума сходило, но причина – отнюдь не почтение к королевской династии, а желание – пусть таким чудным образом, – прикоснуться к жизни великих людей, которой ты пожить все равно не можешь. Но ты можешь этой жизнью интересоваться, в чем-то подражать, быть хоть с какого-то боку причастником. И пусть это не зависть в чистом виде, но эта та платформа (идеал и его недостижимость), откуда зависти легко расти.

Может, я фантазирую, но наверное, в жизни этих английских фанатов чего-то очень сильно не хватает, приобщение к чужой радости как-то компенсирует отсутствие своей. Так бывает, но подсиживаться на чужую радость вредно, потому что если у тебя долго нет своей, в конце концов, чужая радость станет тебя раздражать и печалить.

Важно заниматься своей жизнью, смотреть: почему у тебя нет радости и начать что-то делать в этом направлении. Сами усилия здесь будут благим смыслом.

Как одна из проблем нашего времени, зависть похожа на трудоголизм. Очень сложно признать его тому, кто им страдает. Так принято в обществе: человек, который много работает и хорошо зарабатывает – это норма, это классно. И только тогда человек может согласиться признать трудоголизм опасностью, когда начнут рушиться отношения в семье, страдать ваши близкие.

Я думаю, что с завистью нечто похожее. Зависть – преступление против любви. Зависть убивает любовь. Так же, как и трудоголизм. Ты не можешь одновременно любить человека и быть трудоголиком, потому что на любовь нужны силы, время, внимание, а у трудоголика все это отдано работе.

Ты также не можешь одновременно и любить человека, и ему завидовать. Если вдруг подмечаешь, что тебе что-то мешает этого человека любить, что отношения рушатся или не складываются, можно спросить себя – не зависть ли тому причиной.

Мы все живые люди, человек – это процесс и мы все несовершенны в любви. Поэтому скажем так: чем больше в нас любви, тем меньше зависти. И наоборот.

Когда человек любит кого-то, тогда он радуется за него, он – не против него, а вместе с ним. Любовь объединяет людей, это скрепляющая сила, как пишет Дионисий Ареопагит. А зависть – разрушает.

Мономаническая зависть. Сумасшедшая. Теодор Жерико, 1822 г.

Когда зависть помогает

Но, завидуя Алле Пугачевой или принцессе Кейт, необязательно хотеть быть певицами или принцессами. Пристрастное отношение к ним может сигнализировать о том, что какие-то потребности нашей жизни не удовлетворены, – здесь проявляется, как мы говорим, смещенный эффект зависти. Если мы завидуем владельцу БМВ, но при этом сами совсем не хотим БМВ, мы можем воспринять свою зависть как сигнал к размышлению: я чего-то очень хочу! И надо разобраться: чего именно?

Если меня волнует жизнь принцессы Кейт, может, я тоже хочу выйти замуж, иметь семью, детей? Если меня волнует жизнь Пугачевой или президента Путина, может, мне хочется быть поактивнее в своей собственной жизни, поуверенней, и именно это меня в них привлекает (допустим)?

Такие размышления особенно полезны людям, потребности которых притуплены, которые не привыкли считывать свои чувства, признаваться в них даже самим себе.

Вообще если человек даже просто обнаружил в себе зависть и признал ее, это уже большая победа. Значит, подсознательно, в глубине своего существа у него есть, как говорят психологи, запрос на изменение жизни.

Когда мы разобрались со своими потребностями, поняли, чему завидуем и чего хотим, дальше надо решить: готов я для достижения этого действовать или могу смириться с тем, что никогда этого не получу. Следующий этап – само действие.

Переживите собственное бессилие

Очень важный шаг в работе с завистью (как и с любой проблемой) – признать, что своими силами ты победить ее сможешь. То есть в нашем случае не сможешь ни смириться, ни действовать. Почему? Любая страсть – это слом волевых механизмов человека. Это особенно видно на примере химической зависимости – есть некая зона, в которой ты не в состоянии контролировать собственное поведение. Основная иллюзия, которая возникает у человека в этой ситуации, что он вот сейчас напряжется, соберется, возьмет себя в руки, прочтет еще одну книжку и … исправится.

Попытка волевым решением справиться со своей страстью при нарушении воли дает бесконечный кошмар вращения в круговороте страсти. Это самообман. Пока человек не признает, что его волевые механизмы сломлены, он ничего не сможет сделать. «Поди, брось свою страсть к ногам Христа и получишь облегчение», – говорил египетский подвижник своему ученику. Очень полезно встретиться с переживанием собственного бессилия. Признание своего бессилия перед страстью – первая маленькая победа над ней.

Источник: https://azbyka.ru/zdorovie/psixologiya-zavisti

Определение понятия

Зависть, по сути, является соперничеством, но скрытым. У людей возникает желание заполучить чужую победу. Но сам процесс происходит без ведома соперника.

В психологии зависть рассматривается одновременно, как ограничение, и как мотивация для личности. Человек, завидуя, получает мотив для достижения какой-то цели, выполнение которой должно быть обязательно лучше, чем у особы, которой завидуют. В то же время, зависть влияет на возникновение желания достичь чужую цель. По сути, просто кого-то копирует, сбивается со своих потребностей, что может приводить к потере идентификации и личностному провалу.

Зависть также может представлять собой эмоцию, проявляющуюся в определенный момент времени. Например, когда кто-то побеждает, возникает зависть к его победе, но она кратковременная, со временем угасает.

Состояние зависти может проявляться на 3 уровнях.

  1. Сознание. Человек осознает, что занимает низкое положение относительно других людей.
  2. Эмоциональное переживание. Возникает чувство досады, раздражение, может наблюдаться агрессия, направленная на самого себя, чувство неполноценности, несправедливости судьбы, ущемленности самолюбия.
  3. Реальное поведение. Разрушительное действие, направленное против предмета зависти, обвинение объекта, которому завидуют в том, что он создал проблемы.

Муздыбаев различает шесть компонентов завистливого состояния.

  1. Социальное сравнение. Людям свойственно обсуждать провалы, чужие достижения. Предметом зависти становятся материальные успехи.
  2. Восприятие превосходства другого человека. Наблюдается, когда люди, имеющие одинаковые задатки, достигают разных результатов, при том, что близко общаются. Принятие превосходства первого означает унижение второго.
  3. Эмоциональная реакция на превосходство выражается в переживании, огорчении, досаде и унижении.
  4. Чувство ненависти к тому, кто лучше. Неприязнь, по сути, является защитным механизмом, который помогает замаскировать ощущение своей неполноценности. Характерны попытки выискивания недостатков у другого человека, что позволяет немного снять эмоциональное напряжение.
  5. Попытка навредить тому, у кого все лучше.
  6. Лишение или желание предмета у соперника, позволяющего ему превосходить над другими.

Различают три типа зависти.

  1. Злобная. Попытка не только заполучить чужое достижение, но и лишить другую особу этого. Чаще наблюдается, когда нет возможности достичь того же уровня.
  2. Незлобная. Человек жаждет получить то же, что и объект зависти, однако, при этом не испытывает вражды.
  3. Депрессивная. Развивается из-за ощущения положения униженной личности. Характерно наличие чувства обреченности, несправедливости, неопределенности.

Г.Ф. де ла Мор в разные исторические эпохи исследовал зависть и выделил два основных типа.

  1. Личная. Является скрытой, определяется, как постыдная. Проявляется неприятием особы, которой завидуют, либо выражением открытой агрессии в его сторону.
  2. Общественная. Определяется использованием созданных стереотипов, которые распространяются и передаются в обществе, являются частью мировоззрения. С их помощью можно, как продемонстрировать зависть, так и отметить ее наличие у кого-то.

Черная и белая зависть

Белая зависть по отношению к влюбленной парочке

Конкуренция является одной из основополагающих форм прогресса. Все люди хотят быть успешными. Если соперничество позволяет достигать лучших результатов, это хорошо. Речь идет о белой зависти. К проявлениям относятся:

  • здравая оценка своих и чужих возможностей;
  • происходит признание того, что у кого-то есть превосходство, но не делает из этого трагедию, а просто стремится быть лучше себя нынешнего;
  • не испытывает дискомфорт после проведения сравнительного анализа чужой и своей жизни;
  • способен радоваться успехам коллег, своих близких. Хоть при этом и ощущает некоторый дискомфорт.

Белая зависть, по сути, является здоровой конкуренцией, необходимой для получения опыта. Поэтому человек не должен стыдиться данного чувства.

Порой меня посещает чувство зависти. Я расстраиваюсь, когда у кого-то получается достичь лучших результатов, легче и быстрее, чем у меня. Но при этом, я не сижу, не кусаю локти, не посылаю негативные флюиды, а просто беру себя в руки, прикладываю максимум усилий и все-таки добиваюсь своей цели, пусть она и дается мне гораздо тяжелее, я чувствую удовлетворение.

Черная зависть разрушает сущность индивидуума. Ее характеризует:

  • сильная неприязнь, которая переходит в ненависть к человеку, которому завидуют — в данном случае попасть под такое отношение могут даже близкие люди и друзья;
  • распространение ложной информации об объекте зависти — таким способом человек пытается поднять собственную репутацию;
  • действия, наносящие прямой вред конкуренту.

Как побороть

Нужно научиться сдерживать свои чувства

  1. Устранить фактор, который раздражает. Если у Вас есть друг или коллега, который умышленно хвастается о своих победах, чтобы спровоцировать другого человека на черные чувства, нужно обходить его стороной. Так, например, худенькая женщина начинает высмеивать фигуру полной, за счет чего пытается самоутвердиться. По сути, такие люди убогие духом.
  2. Работа над собой. Должно прийти понимание того, что каждый человек самостоятельно создает свою судьбу. Не нужно винить другого в своих провалах и потерях. Если посещает ощущение зависти, необходимо взять себя в руки, и направить все силы на достижение своих целей, чтобы получить духовное удовлетворение.
  3. Научиться контролировать свои чувства. Почаще заниматься самоанализом.
  4. Поработать над своей самооценкой. Главное попытаться найти золотую середину, когда имеет место нормальная самооценка, а не заниженная или завышенная.
  5. Анализ жизни другого человека. Осознание того, что не всегда рассказы об успехах являются правдивыми, иногда это попытка кого-то выставить себя в лучшем свете перед коллегами и друзьями.
  6. Добавление в свою жизнь ярких эмоций. Не означает, что обязательно нужно совершать экстремальные поступки. Просто сделайте свою жизнь разнообразнее.
  7. Медитация — способ избавиться от накопленного негатива.
  8. Переоценка приоритетов. Важно научиться ценить то, что уже имеешь.
  9. Нужно попытаться самореализоваться в профессии или в семье. Так Вы передадите себе больше сил и оптимизма.
  10. Если самостоятельно побороть негативное чувство не получается, необходимо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

Подростковая зависть

Подростки завидуют практически всему, что есть у их сверстников

К причинам относят:

  • родители рассказывали своему ребенку о том, что нищета — нормальное состояние, а богатство — это плохо;
  • мама с папой регулярно сравнивали карапуза с другими детьми, которые были лучше;
  • родители слишком часто хвалили своего малыша;
  • ребенка заставляли делиться всем, что он имеет;
  • учили быть скрытным, не хвастаться.

Подростки завидуют красоте, хорошим оценкам, физической силе, новым гаджетам, практически всему, что есть у других детей. Важно, чтоб родители не упустили этот момент, не стали потакать своему чаду, не исполняли все его просьбы по первому требованию. Таким образом, они только усилят чувство зависти.

Что же делать родителям, чтоб не допустить развитие такого плохого качества в своем ребенке:

  • позволить малышу быть самим собой, никогда ни с кем его не сравнивать;
  • разрешить самостоятельно принимать решения;
  • позволить малышу радоваться малому успеху;
  • показывать, что желаемого можно достигать прикладыванием своих усилий;
  • позволять малышу заниматься любимым делом;
  • учить тому, что не нужно себя сравнивать с кем-то, а только с собой вчерашним.

Защита от завистников

Не нужно выставлять свое счастье на показ

Нужно понимать, что рядом могут оказаться завистники, особенно если Вы достаточно успешны в жизни. Кроме того, что люди с плохими чувствами могут посылать негативные вибрации в Вашу сторону, они еще способны открыто пакостить, и даже наносить физический вред. Поэтому нужно знать, как защищать себя от влияния таких людей.

  1. Не рассказывайте всем о своих успехах, о своем счастье, не выставляйте себя напоказ. Просто оставайтесь самим собой, будьте счастливы, никому не нужно знать о Ваших успехах.
  2. Не стоит общаться с неприятелями. При общении с людьми, которые плохо к Вам относятся, Вы получаете только негативную энергию, что может плохо сказаться на профессиональной деятельности и здоровье.
  3. Находите дополнительные источники для вдохновения.
  4. Утверждайтесь в деятельности. Чем больше занимаетесь развитием своего дела, тем больших успехов достигаете. Не нужно думать о том, как к Вам относятся другие люди, идите к своей цели.

Теперь Вам известно, как избавиться от чувства зависти. Помните о том, что это чувство способно съедать человека изнутри, отравлять ему жизнь. Оно не дает добиваться своих целей, а больше зависит от успехов других людей. Если Вам знакомо это чувство, придите к осознанию того, что пора себя перестраивать, менять жизнь к лучшему.

Источник: https://psycho4you.ru/lichnost/harakter/chuvstvo-zavisti

завидовать

Смотреть что такое «завидовать» в других словарях:

  • завидовать — лавры не дают спать, ревновать, завидки берут, чувствовать зависть, завиствовать, глотать слюнки, завидно, черной завистью завидовать, белой завистью завидовать, не дают спать лавры, испытывать зависть Словарь русских синонимов. завидовать… … Словарь синонимов

  • ЗАВИДОВАТЬ — ЗАВИДОВАТЬ, завидую, завидуешь, несовер. (к позавидовать), кому чему. Испытывать чувство зависти к кому чему нибудь. Я завидую его успехам. Придворные старались выслужиться, завидовали друг другу, интриговали. ❖ Не завидую кому (разг.) выражение… … Толковый словарь Ушакова

  • ЗАВИДОВАТЬ — ЗАВИДОВАТЬ, дую, дуешь; несовер., кому (чему). Испытывать чувство зависти. Я вам не завидую (т. е. сочувствую и не хотел бы оказаться в вашем положении). | совер. позавидовать, дую, дуешь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 … Толковый словарь Ожегова

  • ЗАВИДОВАТЬ — кому, в чем, досадовать на чужую удачу, счастье; болеть чужим здоровьем; жалеть, что у самого нет того, что есть у другого. Позавидовал другу. Перезавидовал всему и всем. И мы видывали, да не завидовали. На погибель тому, кто завидует кому!… … Толковый словарь Даля

  • завидовать — • дико завидовать • здорово завидовать • люто завидовать • мучительно завидовать • откровенно завидовать • очень завидовать • сильно завидовать • страшно завидовать … Словарь русской идиоматики

  • завидовать — Искон. Суф. производное от завида «зависть», образованного от завидеть «завидовать», преф. формы к видеть. Развитие значений в завидовать и видеть аналогично лат. invidēre «завидовать» и vidēre «видеть». См. также желать, зариться … Этимологический словарь русского языка

  • ЗАВИДОВАТЬ. — Вероятно, общесл. Образовано с помощью суф. овать на базе общесл. завида «зависть», являющегося производным от глагола завид кти «завидовать» посредством темы я … Этимологический словарь Ситникова

  • завидовать — От видеть; основано, вероятно, на представлении о дурном глазе. Ср. лат. invideō, а также зависть – лат. invidiа (ср. Кречмер, Glotta 20, 251; Вальде–Гофм. 1, 713). •• [Малоубедительно объяснение Махека (SPFFBU, 4, 1955, стр. 25) из *neid ,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Завидовать — несов. неперех. Испытывать чувство зависти. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • завидовать — завидовать, завидую, завидуем, завидуешь, завидуете, завидует, завидуют, завидуя, завидовал, завидовала, завидовало, завидовали, завидуй, завидуйте, завидующий, завидующая, завидующее, завидующие, завидующего, завидующей, завидующего, завидующих … Формы слов

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/1291/%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C

ЗАВИСТЬ

Смотреть что такое «ЗАВИСТЬ» в других словарях:

  • ЗАВИСТЬ — самая искренняя форма лести. Джон Коллинз Зависть сестра соревнования, следственно из хорошего роду. Александр Пушкин Человек готов на многое, чтобы пробудить любовь, но решится на все, чтобы вызвать зависть. Марк Твен Наша зависть всегда… … Сводная энциклопедия афоризмов

  • ЗАВИСТЬ — порок, который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем. Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в… … Философская энциклопедия

  • зависть — негативное состояние психики, вызывающее, как правило, разрушительные для человека чувства, поступки, деяния. В состоянии З. человек воспринимает чью то удачу или успехи на люб … Большая психологическая энциклопедия

  • ЗАВИСТЬ — жен. свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; завида, завидки; нежеланье добра другому, а одному лишь себе. Зависть прежде нас родилась. Лихоманка да зависть Иродовы сестры. Где счастье, там и зависть. Завистью ничего не… … Толковый словарь Даля

  • ЗАВИСТЬ — ЗАВИСТЬ, и, жен. Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. С завистью смотреть на что н. Из зависти сделать что н. Черная з. (глубокая и злобная). • На зависть (разг.) так хорошо (такой хороший), что можно позавидовать. Здоровье у … Толковый словарь Ожегова

  • зависть — завидность, ревность Словарь русских синонимов. зависть сущ., кол во синонимов: 6 • жаба (30) • завида … Словарь синонимов

  • зависть — беззлобная (Куприн); злая (Муйжель); злобная (Муйжель); жгучая (Полонский); коварная (Полежаев); мрачная (Башкин); немая (Фофанов); острая (Нилус); постыдная (Полежаев); тихая (Куприн); черная (Башкин, Голен. Кутузов, Полежаев) Эпитеты… … Словарь эпитетов

  • Зависть — Зависть, недовольство человека тем, что Бог сохранил ч. л. за Собой или оделил другого человека ч. л., чего завистник страстно желал бы для себя. З., как и всякое зло, исходит от дьявола (Прем 2:24; Иак 3:14 и след.). Поводом для З. может быть… … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ЗАВИСТЬ — англ. envy; нем. Neid. jalousie; 1. Чувство досады, сниженной самооценки, вызванное благополучием, успехом других людей. 2. Стремление обладать ч. л. лишь на том основании, что этим обладают другие. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

  • Зависть — У этого термина существуют и другие значения, см. Зависть (мифология). Зависть (фрагмент «Семь смертных грехов» И. Босха) … Википедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/802450

В религиях

В христианстве

В католическом богословии зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Определяется как «скорбь о благополучии ближнего»/»печаль о благе ближнего». Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Основной причиной зависти в христианстве считается гордость — гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его и был в благополучии. Зависть рождается, когда начинается благополучие другого, и с прекращением его благополучия — заканчивается. Ещё одной причиной зависти называется «нерадение об исполнении должного» — лень. Выделяются следующие этапы развития зависти:

  1. неуместное соперничество,
  2. рвение с досадой,
  3. порицание (злословие) в отношении того, к кому испытывается зависть.

Зависть противопоставляется таким христианским добродетелям, как смирение, великодушие, благожелательство и сострадание.

Преподобный Иоанн Дамаскин (VII век) указал на родство зависти и сострадания. Не называя их ни грехами, ни добродетелями, он относит эти понятия к неудовольствиям человека:

Зависть — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих благ; сострадание — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих несчастий.

— Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Полн. собр. творений Св. Иоанна Дамаскина, СПб., 1913. С. 217.

В исламе

Исламские богословы делят зависть на два вида — «белую» и «черную». Чёрная зависть (араб. хасад) — один из грехов, осуждаемых в Коране. В хадисах пророка Мухаммеда строго запрещают проявление зависти: «Не завидуйте друг другу; не отворачивайтесь друг от друга, а будьте, о рабы Аллаха, братьями!». В исламе зависть считается проявлением негодования волей Аллаха, даровавшего что-либо другому человеку. Когда завистливый человек видит успехи и блага других людей, он испытывает страдания от того, что кто-то пользуется благами, и жаждет, чтобы у других людей не было этих благ, которыми он не обладает.

Белая зависть (араб. гибта) возникает у человека, когда он наблюдает успехи и достижения других людей, но это чувство не вызывает в нём неприязни к этим людям. Он рад за них и желает им всяческих благ. Такой вид зависти в исламе относится к допустимому, положительному.

Зависть заставила Кабиля (Каина) убить своего брата Хабиля (Авеля), Иблиса — не поклониться Адаму, сыновей Якуба (Якова) попытаться убить Юсуфа (Иосифа).

Примечания

  1. 1 2 Шёк, Гельмут. Зависть: теория социального поведения. Пер. с англ. В. Кошкина под ред. Ю. Кузнецова. — М.: ИРИСЭН, 2010. — 544 с.
  2. Зависть ; Завидовать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  3. Зависть // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  4. Этика (Спиноза), III ч.
  5. Антология мировой политической мысли
  6. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения
  7. Учёные нашли в мозге зоны зависти и злорадства — membrana.ru со ссылкой на Pink Tentacle
  8. Кляйн М. Зависть и благодарность. СПб., 1997. С. 19.
  9. 1 2 Преподобный Амвросий Оптинский. О зависти. (недоступная ссылка)
  10. Как избавиться от зависти?. islam.ru (14 января 2015). Дата обращения 29 сентября 2015.
  11. 1 2 3 Абдрахман Хабибуллин. Зависть – яд для сердца. Инфо-ислам (28 января 2011). Дата обращения 29 сентября 2015.
  12. Sue E. (no date) Frederick Bastien: Envy. — Boston, vol. 2. Оригинальное название (фр.) Eugène Sue. Frédéric Bastien. — Leipzig, 1848.
  13. Мелвилл Г. Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история. // Мелвилл Г. Повести. — М. : Художественная литература, 1977.
  14. Олеша Ю. К. Зависть // Олеша Ю. К. Избранное. — М. : Художественная литература, 1974.
  15. Hartley L.P. Facial Justice. — London, 1960, New York, 1961.

Литература

  • Орлов Ю. М. Зависть // Наука и религия. — М. : Знание, 1991. — № 9. — С. 33—34.
  • Шёк, Гельмут. Зависть: теория социального поведения. Пер. с англ. В. Кошкина под ред. Ю. Кузнецова. — М.: ИРИСЭН, 2010. — 544 с. (Серия «Социология»). — ISBN 978-5-91066-033-9
  • Зависть // Словарь Группы Лакановского Психоанализа. Санкт-Петербург, 2008
  • Леви, Владимир Львович. О зависти.
  • Святитель Иоанн Златоуст. О зависти. Том 12, книга 2, Слово 17
  • Святитель Василий Великий. Беседа 11 О зависти
  • М.Бутовская О зависти и интроверсии
  • Исаева Е. Л. «Семь смертных грехов. Наказание и покаяние». Издательство «Рипол Классик» – 2009г – 318с.
  • Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч3. Вопрос 36. О ЗАВИСТИ

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNE: XX526177 · BNF: 11971165d · GND: 4171414-3 · LCCN: sh85044217 · NDL: 00571285

Главные грехи в христианстве

Восемь главных грехов в православии

Семь главных грехов в католицизме

  1. Перечислены в порядке следования, удобном для сравнения с последовательностью в католицизме
  2. Перечислены в порядке следования, указанном папой римским

Фундаментальные эмоции
(по К. Изарду)

интерес-возбуждение · радость · удивление · горе-страдание · гнев-ярость · отвращение · презрение-пренебрежение · страх · стыд-застенчивость · вина-раскаяние

Эмоции и чувства

Агапэ · Антипатия · Апатия · Беспокойство · Благоговение · Благодарность · Боязнь · Вина · Влечение · Влюблённость · Возмущение · Восхищение · Враждебность · Гнев · Гордость · Грусть · Досада · Жалость · Зависть · Замешательство · Злорадство · Злость · Изумление · Интерес · Любовь · Метанойя · Надежда · Напряжённость · Нежность · Ненависть · Неприятие · Неуверенность · Ностальгия · Обида · Огорчение · Одиночество · Отвращение · Отчаяние · Презрение · Печаль · Пренебрежение · Привязанность · Радость · Раздражение · Разочарование · Раскаяние · Ревность · Симпатия · Скорбь · Скука · Сторге · Счастье · Сожаление · Страсть · Страх · Стыд · Тоска · Тревога · Трепет · Увлечённость · Удивление · Уверенность · Удовлетворение · Удовольствие · Унижение · Филия · Фрустрация · Эйфория · Энтузиазм

Аффекты Испуг · Паника · Ужас · Эйфория · Экстаз · Ярость
Настроения Скука · Уныние · Гипотимия · Гипертимия

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8C

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *